
- •Вступление.
- •Старший лейтенант
- •Сборка тяжелых танков кв в цехах Кировского завода. 1941г.
- •Экипаж танка кв-1 № 864 Август 1941г. В центре з.Г. Колобанов.
- •Танки кв-1 выдвигаются на позицию.
- •- Командир, гуся бы добыть... А?
- •Средний немецкий танк 30Pz ιv в панораме прицела кв.
- •Танк ст. Лейтенанта з.Г.Колобанова ведёт бой с немецкой танковой колонной.
- •Мемориальная плита на памятнике в г. Минске.
- •Литература и материалы:
.
Сборка тяжелых танков кв в цехах Кировского завода. 1941г.
..17 августа 1941года немцы, прорвав оборону на Лужском рубеже, начинают наступление на Красногвардейск (Гатчину) Именно в этот день старший лейтенант Зиновий Колобанов прибывает на Кировский завод в Ленинграде и получает танк КВ-1 («Клемент Ворошилов»)iii под номером 864, недавно сошедший с конвейера. Здесь же, на заводе, в отдельном учебном танковом батальоне формировались и танковые экипажи. Каждый из них принимал участие вместе с рабочими в сборке своей машины. Дистанция обкатки проходила от Кировского завода до Средней Рогатки, после чего машины сразу уходили на фронт.С экипажем старшему лейтенанту крупно повезло. Они быстро поняли и почувствовали друг друга. Колобанов так рассказывал о своих ребятах: «Замечательные, прекрасные люди. Не знаю, поймете ли вы это, но экипаж танка – больше чем семья. Ведь танк – машина, которая подчиняется коллективу. Здесь необходимы полная слаженность и взаимопонимание. Иначе воевать нельзя. Я понимал и чувствовал каждого: опытнейшего механика-водителя Колю Никифорова, командира орудия, настоящего мастера своего дела Андрея Усова, очень смелого радиста Пашу Киселькова, заряжающего, хорошего человека Колю Роденкова».
Экипаж танка кв-1 № 864 Август 1941г. В центре з.Г. Колобанов.
В первом же бою под Ивановским Колобановскому экипажу удалось отличиться – были уничтожены танк и орудие противника.
На следующий день Колобанова срочно вызвали к командиру 1-й танковой дивизии генерал-майору В.И. Баранову. Зная о солидном боевом опыте старшего лейтенанта Баранов поручил его роте ответственное задание - преградить путь немецким танкам к Красногвардейску от которого всего 45 км до Ленинграда.
Показав на карте три дороги, ведущие в Красногвардейск со стороны Кингисеппа, Таллина, Луги и которые перекрещивались у деревни Войсковицы, генерал приказал:
- Перекрыть и стоять насмерть!
Поскольку обстановка под Ленинградом была крайне тяжелой, то слова комдива Зиновий Колобанов воспринял буквально. Погибнуть, но не отступить!
В роту Колобанова входило пять танков КВ-1. В каждый танк загрузили по два боекомплекта бронебойных снарядов. Осколочно-фугасных снарядов на этот раз экипажи брали минимальное количество. Главное было не пропустить немецкие танки.
В
тот же день Колобанов выдвинул свою
роту навстречу наступающему противнику.
Старший лейтенант направил два танка
- лейтенанта Сергеева и младшего
лейтенанта Евдокименко - на лужскую
дорогу (совр.
Киевское шоссе).
Еще два КВ под командованием лейтенанта
Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря
направились защищать дорогу, ведущую
на Волосово. Танк самого командира роты
должен был встать в засаду у дороги,
соединяющей Таллиннское шоссе с дорогой
на Мариенбург - северной окраиной
Красногвардейска у птичника Учхоз.
К
Танки кв-1 выдвигаются на позицию.
олобанов провел с командирами экипажей рекогносцировку, указал места огневых позиций, приказал отрыть для каждой машины по два укрытия - основное и запасное, а потом тщательно замаскировать их. Связь с командиром роты экипажи должны были поддерживать по радио.
Для
своего КВ Колобанов определил позицию
таким образом, чтобы в секторе огня был
самый длинный, хорошо открытый участок
дороги. Немного не доходя до птицефермы
Учхоза, она поворачивала чуть ли не на
90° и далее уходила к Мариенбургу.
Ее пересекала еще одна, грунтовая, дорога, по которой, по всей видимости, местные жители после сенокоса вывозили с полей сено. Кругом виднелись неубранные стога, стояли они неподалеку и от выбранной Колобановым позиции. По обеим сторонам дороги, ведущей к Мариенбургу, тянулись обширные болотины. Было даже небольшое озерко с беспечно плавающими по нему утками.
Выкопать капонир для такого крупного танка, как КВ, дело очень непростое. К тому же, грунт попался крепкий.
«- Грунт был тяжелым, - вспоминал Колобанов, - но к вечеру мы упрятали свой КВ по самый ствол».
Была оборудована так же и запасная позиция. После этого тщательно замаскировали ветками и дёрном не только сам танк и бруствер капонира, но даже следы от гусениц.
Утирая рукавом пот, радист Павел Кисельков мотнул головой в сторону брошенной птицефермы: