Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ветеран войны.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
460.85 Кб
Скачать

2. Полина

Какою было радостью тогда

Послевоенною дышать весною…

21 июня 1945 года на скамейке в скверике, что в центре города Киселёвска, сидела девушка по имени Полина. На ее гимнастерке блестели боевые награды, а в глазах – слезы радости. Жива! И, кажется, влюблена. Ее Василий в эти дни в Москве, готовится к Параду Победы. Она еще не знает, что вскоре станет Полиной Букиной. А пока она приехала в отпуск в Киселевск из-под Кенигсберга, где в мае они отпраздновали победу над фашистской Германией.

Немало пройдено военных дорог, а сердцем Полина Полина СМИРНОВА, всегда была с Киселевском – городом, из которого она старший сержант, 1945 год. добровольцем ушла на фронт, городом, с которым навсегда будет связана ее жизнь и жизнь ее семьи…

Мы шли к любви и милосердью

В немилосердной той войне

Полина Михайловна Смирнова родилась в 1923 году в городе Сызрань Куйбышевской области. Полине было 14 лет, когда старший брат, специалист горного дела, уезжавший по направлению в Киселевск, взял с собой оставшихся сиротами двух своих сестер. Тогда Киселевск, год назад получивший статус города, запомнился Полине одноэтажными и двухэтажными бараками. Только на улице Кирова, где жила сестра Полины, были кирпичные шестиквартирные дома. Центральная улица называлась Интернациональная. Она была вымощена чурками из дерева, засыпанными песком, а тротуары были из деревянных досок. Никакого общественного транспорта не было. Ходили пешком и, в основном, в галошах, так как грязь была непролазная.

В 1939 году брат вместе с Полиной переехал в город Алма-Ата, где он вскоре умер. Полина Смирнова устроилась работать на пошивочную фабрику имени Абая.

После года работы ей полагался отпуск, и 18 июня 1941 года она приехала в гости к старшей сестре – Марии, которая вышла замуж и жила в Киселевске.

А через четыре дня началась война. Поскольку возвращаться в Алма-Ату было не к кому, Полина осталась в Киселевске. Через неделю устроилась телефонисткой в Центральную пожарную охрану №1, затем ее назначили командиром взвода, а впоследствии и начальником пожарной охраны № 2. Девушка совмещала работу с обучением военным специальностям: посещала курсы медсестер в горбольнице, занятия по снайперской подготовке, которые проводил старший лейтенант военкомата.

В 1943 году Полина подала в военкомат просьбу отправить ее на фронт. Ей ответили, что в городе и так работать некому. Но Полина не из тех, кого можно было остановить. Она, настояв на своем, в горкоме комсомола получила рекомендацию и была призвана в ряды Красной Армии.

В поселке Амерево, что в Подмосковье, девушек обучали снайперскому делу. Занимались по двенадцать часов. Сами оборудовали себе жилье, а сначала жили в палатках. Вместо зарядки бегали умываться на речку, которая находилась в полутора километрах от лагеря. Их готовили переносить все тяготы фронтовой жизни. Девчата учились ходить на лыжах, окапываться, ползать по-пластунски, опознавать противника. «Ползали в шинели, с винтовкой, раздирали в кровь коленки, - вспоминает Полина Михайловна, - и тут еще надо стрелять, а пальцы не гнутся от холода».

Полина СМИРНОВА,

курсант Центральной школы

снайперской подготовки, 1943 год.

Затем будущие снайперы в Подольске обучались десять месяцев в Центральной женской комсомольской школе снайперской подготовки при ЦК ВЛКСМ, где особое внимание уделялось овладению снайперским прицелом. Ставилась задача научиться точно, поражать цель на расстоянии 800-1000 метров. После прохождения курса снайперской подготовки Полину как отличницу оставили в инструкторской роте еще на три месяца, чтобы обучать новобранцев. Но все-таки Полина добилась того, чтобы ее отправили на фронт. Двадцать четыре девушки, среди которых была и Полина, из-за отсутствия вагонов-«теплушек» ехали на фронт на платформах с танками – по две в каждом танке. Когда подъезжали к Смоленску, Полина услышала глухой рокот немецких бомбардировщиков. Молодой боец сначала не поняла, что случилось. Где-то впереди раздался взрыв. Поезд начал резко тормозить… «Бомбят! – закричал совсем еще юный лейтенант, сопровождавший их состав. – Все из вагонов!»

Когда прибыли на фронт, старшего сержанта Полину Смирнову определили в 24-ю гвардейскую стрелковую Краснознаменную Евпаторийскую дивизию в 71-й гвардейский Краснознаменный ордена Кутузова стрелковый полк, вместе с которым по трудным фронтовым дорогам она прошла от Шауляя до Кенигсберга. При ней всегда была плащ-палатка, которая не раз спасала Полину от стужи и ветра, когда она по нескольку часов лежала на земле, засекая огневые точки противника и отстреливая врагов из снайперской винтовки.

Ну а когда десять девушек-снайперов только прибыли в расположение части, командир полка приказал помощнику начальника штаба полка по спецсвязи младшему лейтенанту Василию Букину проверить качество их подготовки. Подготовку он оценил на «отлично». Но бойцы не унимались: не может быть, чтобы эти девчушки стреляли более метко, чем они – солдаты, закаленные в боях. И тогда самый опытный снайпер полка Миша Чувьюров, уже имевший на своем личном счету 380 убитых фашистов, и еще несколько бойцов решили устроить соревнование по стрельбе с девушками-снайперами. Поставили спичечный коробок. Девчата все попадали в цель, а из парней некоторые и промах делали. Тогда девушки потребовали: «Ставьте копейку!» Что ни выстрел у девушек – то в цель, что ни выстрел у парней – то промах. После этого состязания никто уже не подшучивал над девушками, не спрашивал, умеют ли они стрелять.

На «охоту» снайперы выходили обычно парами. Впервые вышла Полина на задание с Мишей Чувьюровым. Он познакомил ее с передним краем, помог замаскироваться, найти место. Иногда приходилось сидеть не один день, чтобы поразить цель. Место каждый день нужно было менять. «Точно определи место, расстояние», - поучал Полину старший снайпер Миша. И вот всего 800 метров отделяли ее от вражеского солдата. Полина прицелилась, почувствовала, что руки от волнения дрожат. Нажала на курок винтовки – и фашист тяжело упал на землю. Боец Смирнова первой из вновь прибывших девчат открыла свой снайперский счет. Командир перед строем объявил ей благодарность.

А затем пошли нелегкие солдатские будни. Когда полк был в обороне, девчат не пускали на передовую: они в это время работали медсестрами. Полина помогала перебинтовывать раненых и писала письма их родственникам.

Когда полк двигался на запад, освобождая Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию, то, бывало, приходилось идти по 60-70 километров в день при полном боевом снаряжении. Снайперская пара Маша Катриченко – Полина Смирнова получила задание: уточнить обстановку на передовой. Девушки в срок выполнили приказ командира. Только вернулись в расположение части, как около землянки взорвался снаряд. Полина почувствовала резкую боль… Рана оказалась серьезной. Около двух месяцев пришлось пролежать в госпитале. А когда выздоровела – снова на передовую. Догнала свою часть.

За форсирование Немана Полина Смирнова была награждена медалью «За боевые заслуги». Но самыми ожесточенными были бои за взятие немецкой цитадели в Восточной Пруссии – города-крепости Кенигсберга. Дрались за каждую улицу, за каждый дом. Все смешалось – небо и земля, кровь и стоны… В грохоте боя Полина не заметила, как оторвалась от своих, и осталась с ранеными в подвале. Выскочила оттуда, слышит – немецкая речь рядом звучит, и тогда Полина бросилась назад. Мелькнула мысль: «Наверное, наши отступили, а мы в лапах у фашистов». Стала гнать эту мысль прочь, подбадривала раненых бойцов, которые лежали в потемках вперемежку с холодеющими телами умерших немецких и советских солдат. Жутко было. Пересохшими губами шептали солдаты: «Добей, сестренка…» Она плакала, потому что не могла им ничем помочь…

Только через трое суток пришли наши.

Полина Смирнова была награждена медалью «За отвагу»: она спасла семнадцать раненых, и медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над фашистской Германией».2 Третьего мая 1945 года Полина сделала последний выстрел из своей винтовки по врагу. А незадолго до этого ее контузило. Всего за годы войны снайпер Смирнова уничтожила 36 фашистов. Она спасла жизнь 68 раненым бойцам.

Победоносный май сорок пятого Полина встретила в порту Пиллау на берегу Балтийского моря. Радости не было предела!

Съездив в отпуск в родной Киселевск, старший сержант Смирнова вернулась в свой полк, который предполагалось передислоцировать на Дальний Восток. А пока Полина обучала снайперскому делу еще 30 новичков. Но планы командования изменились, и был дан приказ двигаться в Брянск. Шли пешком целый месяц. Полина за это время износила две пары сапог. Через Польшу, Литву шли только днем, потому что литовские банды «лесных братьев» постоянно обстреливали колонну их полка. В этом походе погибло 15 наших бойцов. И вот наконец-то они в Брянске – городе, который станет отправной точкой совместной жизни для старшего лейтенанта Василия Букина и старшего сержанта Полины Смирновой.