Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Советы Теория гос и права.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
98.82 Кб
Скачать

21

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Возрождение Советов………………………………………………………….4

2. II Всероссийский съезд Советов……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………18

Список используемой литературы……………………………………………20

Введение

История отечественного государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, а также правовых систем на тер­ритории нашей Родины.

Как историческая наука история государства и права - часть истории человечества, тесно связанная с историей народного хо­зяйства, культуры и других отраслей человеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и обладающая четко выраженным объектом исследования. Однако, прежде всего история государства и права является наукой юри­дической, одной из фундаментальных правовых дисциплин. В та­ком качестве она охватывает развитие всех элементов государства: государственный механизм, форму государственного единства (со­отношение государства в целом с его частями) и пр.

Человечество, по новейшим представлениям, существует мил­лионы лет. Государство же и право — сравнительно недавнее изо­бретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тыся­челетиями. Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует лишь тот момент, когда начинается формирование государственности у на­родов нашей страны.

Целью написания работы является изучение Советов в условиях тоталитарного государства.

1. Возрождение Советов

Практически одновременно с системой диктатуры буржуазии складываются другие, принципиально отличные от нее органы власти — Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депу­татов. В конце февраля 1917 г. Петроград охватила всеобщая стачка рабочих, проходившая под лозунгом «Долой самодержавие!» и переросшая в вооруженное восстание, поддержанное солдатами гарнизона. В ходе него уже 24 февраля на заводах начали избирать депутатов в Петроградский Совет. Выборы продолжались и в пос­ледующие дни, правда, первые депутаты были зарегистрированы лишь 27 февраля. Организация Советов, как и сама революция, началась стихийно, снизу, однако вскоре они были возглавлены левыми политическими партиями, прежде всего социалистически­ми. Днем 27 февраля в Таврический дворец — резиденцию Госу­дарственной думы -явились только что освобожденные из тюрьмы восставшими члены «рабочей группы» Центрального военно-промышленного комитета. Они объединились с меньшевистскими депутатами Государственной думы, а также деятелями професси­онального и кооперативного движения. Это собрание образовало Временный исполнительный комитет Совета рабочих, который обратился к рабочим и солдатам Петрограда с призывом избирать депутатов в Совет, первое заседание которого назначалось на 7 часов того же вечера. Указывались уже и нормы представи­тельства, а также место заседания — помещение Государственной думы, что было очень символично. Еще днем восставшие солдаты взяли под свою охрану Таврический дворец. Заседание Совета на­чалось в 9 часов вечера. На нем присутствовали первоначально около 50 депутатов. Большинство депутатских мест заняли мень­шевики и эсеры, поэтому и председателем исполкома Совета был избран член Государственной думы Н.С. Чхеидзе (меньшевик), а его заместителями тоже депутата Государственной думы — тру­довик, вскоре ставший эсером, А.Ф. Керенский и меньшевик Н.Д. Соколов. В состав исполкома вошли всего два большевика.

Если Временное правительство стремилось обеспечить юриди­ческую преемственность с царизмом, то Советы 1917 г. возродили идею, которая возникла в массах еще в 1905 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом ре­волюционной власти. Но вслед за ним, и очень скоро, по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьянских и раз­личных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы, которая скоро стала упорядочиваться. Советы возникали в населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе на фронте, хотя носили порой разные наименования.

Например, сельские Советы одной волости решали созвать свой волостной съезд; Советы нескольких волостей, в свою очередь, со­бирались на уездные съезды Советов, а уездные — на губернский. В конце концов, были созваны всероссийские съезды Советов.

В отличие от Советов 1905 г., новые Советы сразу стали со­здаваться как объединенные: если раньше существовали отдельно Советы рабочих, Советы солдатских, Советы крестьянских депу­татов, то новый, Петроградский Совет сразу объединил рабочих и солдат. Другие Советы последовали его примеру. Полного объ­единения всех родов Советов, правда, не произошло, но скоро сло­жились две основные системы: Советы рабочих и солдатских де­путатов и крестьянские Советы. Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но тем не менее во всероссий­ском масштабе сложились руководящие органы именно по названным объединениям. В мае 1917 г. был созван Всероссийский съезд крестьянских Советов, а в июне — Советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы — исполни­тельные комитеты. Это касалось и съездов Советов. Поскольку съезды Советов — волостные, уездные, губернские, — позаседав» распускали своих депутатов по домам, то возникла потребность в постоянно действующих органах, которые исполняли бы их реше­ния. Так появились уездные, губернские и иные исполнительные комитеты Советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные назван­ными съездами. В июне 1917 г. Исполком Советов крестьянских депутатов принял решение о необходимости объединения с ЦИК рабоче-солдатских Советов. Практически это объединение про­изошло уже после Октября.

Все советские органы были выборными. Выборы проходили 8 порядке, который подсказывало народное творчество, т.е, перво­начально без каких-то особых правил. Постепенно жизнь выраба­тывала такие правила, которые потом сложились в более или менее упорядоченное избирательное право.

Первые Советы рабочих депутатов обычно избирались по предприятиям, на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не участвовали служащие, солдатские комитеты — по воинским подразделениям и частям, крес­тьянские Советы—-на сельских сходах. Таким образом, складыва­лась избирательная система, при которой избирали и избирались все трудящиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Советов, в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные, сельская буржуазия). Мы видим, что новое избирательное право формировалось как классовое, а не об­щенародное. Трудящиеся в рамках своего класса обладали всеоб­щим избирательным правом независимо от пола, национальности» вероисповедания и всех других цензов, кроме, пожалуй, возрас­тного, который был достаточно зыбким.

Что касается принципа равенства избирателей, то его трудно было соблюсти в условиях, когда нормы представительства во всех Советах были достаточно пестрыми. Постепенное формирование системы Советов снизу вверх привело и к возникновению прин­ципа многостепенности выборов— от Сельсоветов до Всероссий­ского съезда Советов. Порядок голосования тоже был различным. Чаще, однако, применялось открытое голосование, обусловленное массовой неграмотностью трудящихся, а также митинговым харак­тером первых избирательных собраний.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом возникла своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам — фактическая. Сложилось известное двоевластие. Правда, А. Ф. Ке­ренский в своих мемуарах с раздражением утверждал, что ника­кого двоевластия не было, просто Советы «мешали» Временному правительству. Такое утверждение содержит в себе, однако, эле­мент признания; если «мешали», то, значит, могли мешать, т.е. были какой-то силой1.

И действительно, в первые месяцы революции Советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Впрочем, со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, и это было сде­лано не без воли руководства самих Советов,

Дело тут в партийном составе этого руководства. Первое время в Советах господствовали две социалистические, но очень умеренные партии — социалисты-революционеры (эсеры) и соци­ал-демократы (меньшевики). Они старались не ссориться с буржуазными партиями. Вскоре эсеры и меньшевики даже вошли в состав Временного правительства, создав коалицию с министра­ми-капиталистами. Не случайно и I Съезд Советов рабочих и сол­датских депутатов высказался в поддержку Временного прави­тельства. Созданному им Центральному Исполнительному Коми­тету поручалась лишь, находясь «в постоянном и непосредствен­ном контакте с министрами-социалистами», контролировать их действия в области внутренней и внешней политики, содействуя их работе путем собирания материалов, подготовки законопро­ектов. То есть ЦИК Советов должен был быть на побегушках у Временного правительства В связи с этим грех жаловаться А. Ф. Керенскому, что Советы ему мешали, когда он стал премье­ром. К тому же сам он был избран в Исполком Сонетов крестьян­ских депутатов на I Съезде этих Советов2.

Но уже весной 1917 т. постепенно начинается большевизация Советов. Народные массы, разочарованные Февральской револю­цией, которая не. дала им ни мира, ни земли; ни хлеба, все больше революционизируются, что отталкивает их от партии умеренных и привлекает к более радикальным организациям; Этот процесс усиливается в августе — сентябре, показателем чего стал, например, переход Советов Москвы, Петрограда в руки большевиков. Один из наиболее видных лидеров большевистской партии Л. Д. Троцкий (Бронштейн) стал председателем Петросовета.

Появление Советов означало, что на них можно было делать ставку в политической борьбе, и большевики не преминули этим воспользоваться. Лозунг «Вся власть Советам!», от которого боль­шевики на время отказались, вновь встал в повестку дня и был реализован в октябре 1917 г.

В результате Февральской революций Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя много­численные пережитки феодализма еще сохранялись и были попут­но устранены лишь Октябрьской революцией.

Коренным образом изменилась форма правления. Россия ста­ла сначала монархией без монарха, а затем была провозглашена республикой.

Форма государственного единства не претерпела сколько-ни­будь заметных изменений. В России в принципе сохранялся бю­рократический унитаризм. Временное правительства стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию многочислен­ных народов павшей империи.

Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не тре­бует обязательного слома феодального государства. Поскольку за­дачи и функции феодального и буржуазного государств сходны, достаточно простого приспособления государства к новым усло­виям. Однако в России благодаря широкому размаху революции» активному участию в ней народных масс, руководящей роли ра­бочего класса были упразднены многие старые органы и целые их системы, особенно те, которые были связаны непосредственно с угнетением трудящихся3.

Правовая система России после революции претерпела не­большие изменения. Особенно заметны они в сфере государствен­ного права. Временному правительству пришлось санкциониро­вать завоеванные народом в боях демократические права, свобо­ды, которые теперь стали осуществляться без всяких ограничений. Издание избирательных законов для выборов в Учредительное со­брание и органы местного самоуправления внесло принципиаль­ные изменения в избирательное право, построенное теперь на ос­нове наиболее передовых для своего времени принципов буржу­азной демократии. Но исторические часы этой демократии в Рос­сии были уже сочтены.