Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1 (Автосохраненный) ДИПЛОМ!.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
112.05 Кб
Скачать

2.3 Религиозная символика в поэме д. Алигьери «Божественная комедия» и романе у. Эко «Имя розы»

Религия является основанием для символических начал многих произведений. В частности, Данте Алигьери, как поэт Возрождения был одним из его ярчайших представителей. Эпоху Возрождения характеризует возвращение к религии, новое прочтение мировых мировоззрений.

Религиозная концепция хорошо прослеживается даже в самой структуре произведения «Божественная комедия». Данте – главный герой поэмы должен пройти все круги Ада и Чистилища, чтобы в Раю встретить свою возлюбленную Беатриче. Сама идея этого путешествия религиозна, ведь Ад, Рай и Чистилище – это христианские понятия. Присутствие многих персонажей символично и во многом связано с античной литературой. Так например во второй песне, которая описывает вхождение поэта в Ад, Алигьери ввергает нотку христианства. Этой ноткой является упоминание Беатриче Лючии. «Потом к Лючии обратила слово» молвит Беатриче в своем обращении к Вергилию [1, c.84]. Лючия – это христианская святая, имя которой аллегорично. Оно происходит от латинского слова «lux», что переводится как «свет». Михаил Леонидович Лозинский, в примечаниях к «Божественной комедии» в сборнике произведений Данте Алигьери, излагает точку зрения, что имя Лючия можно толковать, как «просвещающая благодать» [2, c.547]. Таким образом святая Лючия является символом света и божественной благодати.

В своей поэме Данте использовал такой мощный христианский символ, как ангел. В двадцать девятой песне поэт рассуждает на тему природы ангелов [стр 501]. Беатриче объясняет Данте, что несмотря на то, что блаженный Иероним писал о том, что ангелы были сотворены до людей, это не является божественной истиной. Ангелы – это один из наиболее известных христианских символов и, как правило, для представителей человеческого общества они вызывают ассоциации, связанные с чистотой и божественностью. В русском языке можно даже проследить ряд устойчивых выражений и фраз, связанных с ангелами. «Падший ангел», «ангел во плоти», «ангел - хранитель» вот лишь немногие из них.

Особого внимания заслуживает присутствие таких персонажей, как святой апостол Петр, апостол Яков, апостол Иоанн. Концепция христианских апостолов несет в себе глубокий символический смысл. В христианской мифологии апостолами назывались последователи идей Христа, которые несут в себе символ мудрости [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/262/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB].

Центральным персонажем всего произведения «Божественная комедия» является не сам Данте, но Беатриче. Именно она является венцом мироздания, именно Беатриче есть первопричина, первоисточник всего бытия. В связи с этим целесообразно рассматривать ее роль в этой поэме в качестве мощнейшего символа и религиозного, в том числе. Ведь сущность Беатриче в какой – то мере приравнивается к самой Деве Марии, которая является центром христианского мироздания.

Роман Умберто Эко априори является религиозным, так как все действие романа происходит в монастыре XIV века.

Первый религиозный символ, с которым читатель сталкивается по мере прочтения романа – символ Христа. Религиозный символ Христа в «Имени розы» очень интересно рассматривать в сравнении с Христом Данте. Христос Данте – чистое и светлое создание, всепрощающее и сияющее чистым и благостным светом. Христос Эко – суров, его образ пугает. «Лицо Сидящего было сурово и скорбно, распахнутые очи жгли человечество, пришедшее к пределу земного существования; власы с брадою величественно ниспадали у него по лицу и груди, как будто речные воды, равномерными ручейками и ни один не был толще остальных…. » [ир стр 52]. Такое существенное различие в этом центральном религиозном символе связано с различием толкований христианской культуры. Несмотря на то, что Данте так же был итальянцем, жившим в Средневековье, ему все же было присуще другое видение христианства, нежели монахам – францисканцам. Символ Христа очень показателен, ведь Христос являл собой всю суть жизни монахов в целом. Именно он обуславливал их традиции и жизненный устой в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что монахи Аббатства жили скромно и в вечном страхе перед их Отцом – божеством.

Следующим религиозным символом являются животные, которых Адсон заметил на той же каменной картине, где ранее он увидел грозный лик Сидящего. «Над престолом виднелись четверо ужасных животных, ужасных для меня, который глядел на них, как бы захваченный, однако милый и сладчайший для Сидящего, которому все они неустанно возглашали хвалу» [ир стр 52]. Эти животные – орел «ужасен был с противоположного боку», телец и лев «оба рождены не адскою силой, а небесами» [ир стр 53] символизируют грядущий Апокалипсис и Страшный Суд, они сопровождают своего господина, идущего карать. Вообще, образ Господа – карающего очень символичен для всей эпохи Средневековья. Ведь и Бог Данте также карающий, так как прежде чем взвиться в свет Рая, Данте был вынужден пройти через ужасы Ада, куда по божьей воле отправляются все грешники, дабы искупить свои грехи [бк]. Религиозные символы животных также встречаются и в Дантовой «Божественной комедии». Перед началом спуска в Ад, у Данте произошла встреча со знаменитыми животными – это рысь, лев и волчица. Этот эпизод является одним из наиболее известных, так как эти животные известны своим религиозным символизмом. Рысь символизирует сладострастие, лев – гордость и волчица, в свою очередь, символизирует корыстолюбие [2, c.546].

И в романе Эко читатели снова обращены к образам апостолов и святителей. У Эко их было двадцать четыре. Это число также несет в себе высокую символическую нагрузку в христианстве, так как в Ветхом Завете было двадцать четыре книги. Образ святителей чист и светел, они полны счастья, любви и гармонии [стр 54]. На той же самой каменной картине Адсон узрел четырех апостолов: Петра, Павла, Иеремию и Исаию. Они символизируют собой столпы истины, которые неустанно ведут за собой весь христианский народ, защищая его от нападок и искушений диавола [стр 56].

В романе Умберто Эко особый интерес представляет религиозная символическая нагрузка образа женщины. Если рассматривать его в сравнении с образом женщины у Данте, то выходит абсолютно противоположный результат. Женщина Данте – Беатриче символ любви, света и божественного начала, она в сиянии своем равна Деве Марии. Женщина с точки зрения монаха, живущего в XIV веке – «жена похабная, оголенная, со спущенной кожей, угрызаемая нечистыми лягвами, уязвляемая аспидами и уестествляемая толстобрюхим сатиром с крупом грифа, с ногами, утыканными жестким пером, и с бесстыжею глоткою, выкликающею ему же самому вечное посрамление» [ир стр 56].

Таким образом, роман Умберто Эко и поэму Данте можно считать наполненными религиозными символами, которые помогают читателю погрузиться в атмосферу того времени, а также с наибольшей глубиной понять всю суть мировоззрения, которое было присуще людям Средневековья.