Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1 (Автосохраненный) ДИПЛОМ!.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
112.05 Кб
Скачать

1.2 Русский символизм

Русский символизм занимает по значимости в европейской литературе второе место после французского [литература справочник]. Расцвет символизма в России пришелся на XX век, который вошел в историю под названием «Серебряный век».

Причины возникновения русского символизма как литературного течения перекликаются с причинами возникновения западноевропейского. Сам по себе двадцатый век был богат историческими событиями. Революции, первая, вторая Мировые войны. Это было естественным, что люди чувствовали всеобщее напряжение, повисшее в воздухе. Литература, как средство отражения ценностей и общего настроения не могла оставаться прежней. Остро встал вопрос о необходимости перемен в обществе. Народ России также пришел в тупик, всеобщий застой и стагнация привели к необходимости создания чего – то нового, инновационного, того, что могло бы питать взбудораженные грядущими переменами умы.

Общепризнанными прародителями русского символизма являются Фёдор Тютчев, Афанасий Фет и Владимир Соловьев [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Известный российский поэт и философ Вячеслав Иванов называл Ф. Тютчева основоположником русского символистского метода. Поэзия Ф. Тютчева пропитана нюансами, которые становятся понятны и близки лишь при очень внимательном прочтении. О творчестве Ф.Тютчева лучшим образом отзывались известнейшие литературные критики. К. Д. Бальмонт сказал: «За двумя исключениями (Фофанов и Лохвицкая), все наиболее талантливые поэты современной России – Брюсов, Сологуб, Зинаида Гиппиус, Мережковский и другие, видят в Тютчеве лучшего своего учителя. Сотни людей, не пишущих стихов, читают Тютчева с высоким наслаждением и знают теперь, с кем они имеют дело, беря в руки маленький сборник его произведений» [Тютчев в поэтической культуре русского].

Сама поэзия Тютчева была пропитана ощущением хаоса, декадентства. Немудрено, что именно он считается предтечею русского символизма, так как настроение его поэзии было именно таким, как того требует символизм.

Другим поэтом – предшественником русского символизма считается Афанасий Фет. Творчество Фета было пронизано идеей создания поэзии, которую можно было бы выразить, не прибегая к словам. Любимым приемом А. Фета было создание эффекта «несказанности» [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Фет отвергал идею того, что искусство утилитарно и этим заслужил репутацию «реакционного поэта» [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Сама поэзия Фета не поддается никакому отчету, в чем – то напоминая поток мыслей. Эта самая безотчетность его стихов привела к возникновению одного из принципов русских поэтов – символистов – «бессодержательность». А затем, эта самая бессодержательность легла в основу культа «чистого творчества» [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Словосочетание «чистое творчество» очень точно характеризует поэзию XIX – XX века. В стихотворениях поэтов – символистов очень сложно найти открытую агрессию, призыв к пролитию крови. Вся поэзия пронизана чувством душевной грусти, безысходности, она тонко завуалирована и напоминает нежнейший шелк, канвой которого являются тончайшие символы, зачастую, понятные лишь самому автору.

Большое влияние на содержание русского символизма оказала влияние философия Владимира Соловьева. В. Соловьев известен множеством своих трудов и одно из главных мест в его философии занимает принцип Софии. Образ Софии для Соловьева – это олицетворение Вселенной, София есть душа и прародительница всего живого [философия в соловьева]. Именно с философией Соловьева связан образ Святой Софии, взятый за основу в произведениях русских символистов. Александр Александрович Блок называл Софию Прекрасной Дамой. Максимилиан Александрович Волошин перенес образ Святой Софии на царицу Таиах [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm].

Русские символисты были поделены на два лагеря – «старшие» и «младшие».

Творчество «старших» символистов было отмечено переосмыслением творчества таких русских классиков, как Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова и Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина.

Одним из наиболее ярких представителей поколения «старших» символистов является В. Я. Брюсов. Мечтой Брюсова было создание всеобъемлющей художественной системы, слиянии всех направлений. Брюсов имел свое собственное представление символа. По Брюсову, символ – это универсальная категория, которая позволяет обобщить все истины, существующие в мире [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Весь свой взгляд на символизм, как течение, В. Я. Брюсов выразил в своем стихотворении «Юному поэту». Именно в этом стихотворении он давал заветы юному последователю, которые и выражают собой принципы русского символизма [http://www.stihi-rus.ru/1/Bryusov/208.htm].

Символизм других «старших» символистов Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус был пропитан характером религиозности. Большинство стихотворений Мережковского посвящались культуре прошлого. Дмитрий Сергеевич также занимался переоценкой художественных произведений предшествующих ему классиков. Среди других представителей русского символизма Мережковский выделялся своей приверженностью к неохристианству. Проза Мережковского была насыщена идеей поиска нового пророка. Поэт и писатель дал свое определение символу. По Мережковскому, символ должен быть рожден случайно, не по умыслу самого автора. Если же автор заведомо их придумывает, то они являются ничем иным, как «мертвыми аллегориями» [Принципы символизма Мережковского]. В связи с тем, что мировоззрение Мережковского было глубоко религиозным, он считал, что символистская поэзия должна быть направлена на восстановление «связи с религиозным сознанием» человека [http://abc.vvsu.ru/Books/Ist_fil/page0098.asp] .

И. Бунин называл поэзию Зинаиды Гиппиус «электрической» [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Ее поэзия, как и поэзия Дмитрия Мережковского, отличается тяготением к теме религии. Она рассматривала символизм как ключ к построению художественно – религиозной литературы [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Творчество Д. Мережковского и З. Гиппиус являлось инновационным и по той причине, что они стали использовать нетрадиционный стихотворный размер – дольник. Творчество этих представителей «старших» символистов вошло в фонд русской классики.

Среди русских символистов также ярко выделялся Константин Бальмонт. Его видение на символизм было несколько другим. Если поэзия Мережковского, Брюсова и Гиппиус была довольно тяжела в плане настроений и семантически нагружена, то поэзия Бальмонта представляет собой несколько романтический пафос. Характерной чертой для поэзии Константина Бальмонта является воспевание безграничности человеческих возможностей. Во главу угла в своих поэтических произведениях Бальмонт ставил творческую личность и ее вечный поиск себя среди посредственностей [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm].

Творчество Ф. Сологуба отмечено его яркой приверженностью к концепции творчества Ф. М. Достоевского. Под влиянием творчества Ф. М. Достоевского, универсалиями в произведениях Ф. Сологуба стала темы униженных и оскорбленных, отверженных и раздавленных колесом фортуны. Интересно то, что, несмотря на огромнейшее влияние Ф. М. Достоевского, Сологуб напрочь отвергал религиозный пафос, присущий его творчеству. Свои жизненные проблемы и трудности Фёдор Кузьмич Сологуб возводил до самого возможного максимума, придавая своим произведениям драматизм и дух упадничества. В творчество Сологуба декадентство вписалось как нельзя кстати. В его произведениях царят зло и ложь, предательство и горе [Ф. Сологуб].

Иннокентий Федорович Анненский – один из известнейших русских поэтов – символистов XX века. Творчество поэта было пропитано тоской земного существования, вечным ожиданием чего – то прекрасного. Символизму Анненского присущи очень сложные, индивидуальные и предметные ассоциации. Поэт и литературный критик С. К. Маковский в своих статьях называл Анненского поэтом –символистом, творчеству которого присуще творение символом путем создания неосознанного ряда ассоциаций [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f0916c-139c-355d-2571-a360268307dd/1010360A.htm]. Вся поэзия Иннокентия Федоровича была построена на, так называемых, эффектах разоблачения. Его стихи несут в себе настроение тюремности, отчужденности и некой траурности.

Младосимволисты стремились к разрушению тех оков, которые создали их старшие товарищи. Младшие символисты отвергали крайний эстетизм и пессимизм, присущий творчеству старших символистов. Если творчеству старших символистов присуще страдание от довлеющего хаоса, жажда перемен и предчувствие скорых изменений, то их младшие последователи возвели символизм в ранг знамени новой жизни. Символизм – это преддверие новой, вечной жизни. Сама основа философии творчества младших символистов крайне интересна. Двумя китами, на которых держалось их творчество стали философские идеи Фридриха Ницше и Владимира Соловьева. Высшей целью своего творчества младшие символисты провозгласили поистине божественную – создание нового человека [http://www.countries.ru/library/culturologists/bel.htm] .

Основоположником движения младших символистов принято считать московского поэта Бориса Николаевича Бугаева, который был известен в литературных кругах, а впоследствии и для почитателей его поэтического таланта, под псевдонимом Андрей Белый. Вся жизнь поэта была своеобразна и очень символична. Само принятие его творческого псевдонима можно считать символичным, ведь поэт сбросил оковы старой жизни посредством принятия нового имени. Центром творчества Белого стал осмеянный, непонятый пророк, образ которого можно считать автобиографичным. Современники не могли в полной мере оценить глубину творчества Белого [http://www.countries.ru/library/culturologists/bel.htm]. Его считали, поэтом, мистическим пророком, гением, сумасшедшим, всем, кем угодно, но не философом, хотя Андрей Белый был одним из тех поэтов – символистов, которые посвятили многие труды философским идеям символизма. Философская работа Белого под названием «Символизм» была опубликована в 1910 году. В своей работе он излагал основные идеи относительно символизма как течения в искусстве в целом. Белый считал, что символизм есть некий синтез античной культуры и средних веков. Символы призваны для обличения идей, которые являются результатом творческой деятельности, которая и обуславливает саму жизнь в целом. Жизнь получает свое развитие не через научное познание. Лишь творчество является двигателем жизненного процесса человека. Отдельную главу в своем философском труде Андрей Белый посвятил силе слова. И слово снова было напрямую связано с символом. Символ становится реальностью в процессе творческой деятельности, результатом которой становится символизирование. А реальность, в свою очередь, тесно связана со словом, и слово наделяет ее магическими свойствами [http://society.polbu.ru/lossky_histphilosophy/ch43_i.html]. Андрей Белый внес величайший вклад в становление символизма не только как литературного течения, но и как направления в философии.

«Трагический тенор эпохи» - именно так называла Александра Блока поэтесса Анна Ахматова. Из произведений Владимира Соловьева Блок позаимствовал идеи о Мировой Душе, Прекрасной Даме, идею о катастрофе, которая скоро постигнет весь мир. Творчество Александра Блока отличалось от творчества других представителей русского символизма тем, что его поэзии чужд пессимизм и дух упадничества. Все его стихи полны легкой грусти и любви к Прекрасной Даме [http://www.litra.ru/composition/get/coid/00094301184864102279/woid/00072401184773069385/].

Новаторство Александра Блока проявилось в его создании целой системы символов. Символы Блока уходят корнями в мистику средних веков. В поэзии веками складывались определенные ассоциации, связанные с цветами. Александр Блок перевернул представление о цветовых символах. Все его стихи насыщенны цветами. Только эти цвета значат совсем иное, нежели в традиционной поэзии классиков. Белый цвет для Блока отнюдь не признак чистоты и свежести, но символ печали, смерти и одиночества. Черный традиционно считался цветом траура и утраты. Александр Блок придал черному оттенок тайны, чего-то неизведанного, возможно страшащего. Поэма Блока «Двенадцать» является ярким примером использования цветовой символики поэтом. «Черный вечер. Белый снег.» [http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm]. Уже с самого начала поэмы читатель погружается во внутренние переживания самого поэта. Чуть дальше, автор дает более развернутое описание атмосферы, которая царит в поэме: «Злоба, грустная злоба кипит в груди… » и снова читателю представлен цветовой символ: «Черная злоба, святая злоба…» [http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm]. Красный цвет испокон веков считался символом опасности. Александр Блок наделил красный цвет оттенком тревоги, истомы и ожидания: «Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад» [http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/26.htm]. Розовый цвет по природе своей близок к красному и его, как правило, ассоциируют с романтикой, нежностью. Розовый цвет Блока – это символ уходящих надежд, несбыточных мечтаний: «Ухожу в розовеющий лес… Ты забудешь меня, как простила» [http://www.diary.ru/~J-ran/p142544093.htm?oam]. Александр Блок наделил золотой цвет цветом силы, гордости и независимости. «… Молодая, золотая, Ярким солнцем залитая, Шла Ты яркою стезею.» [http://slova.org.ru/blok/tselyjden/]. Традиционным символом весны, преображения и молодости является зеленый цвет. Блок прибегал к помощи этого цветового для символа для наделения персонажа либо экспозиции ощущением надежды. «Я молод, и свеж, и влюблен, Я в тревоге, в тоске и в мольбе, Зеленею таинственный клен, Неизменно склоненный к тебе.» [http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/190.htm].

Помимо преображения цветовой системы символов, младосимволистов восхищала также и новизна формы поэзии Александра Блока. Поэзии Блока присуще наличие своеобразных дольников и паузников, которые нарушают традиционную расстановку ударений. Это нарушение неизменно привело к созданию специфической атмосферы свободной разговорной речи. Позже, исследователи приравняли роль Блока в распространении русского ударного стиха роли Ломоносова в создании и установлении силлабо-тонической системы русского стихосложения [http://lit-helper.ru/p_Simvolizm_v_tvorchestve_A_A__Bloka].