
- •Оглавление
- •Глава 1. Ностальгический туризм как объект научного анализа................................7
- •Глава 2. Исторический некрополь Москвы на рынке ностальгического туризма (на примере Новодевичьего историко-архитектурного ансамбля)…………………….31
- •Глава 3. Разработка ностальгического экскурсионного маршрута по Новодевичьему некрополю………………………………….......................................63
- •Глава 1. Ностальгический туризм как объект научного анализа.
- •Ностальгический туризм: определение понятия, отечественный и мировой опыт.
- •Значение исторического некрополя в ностальгическом туризме.
- •Основные факторы развития отечественного ностальгического туризма.
- •Глава 2. Исторический некрополь Москвы на рынке ностальгического туризма (на примере Новодевичьего историко-архитектурного ансамбля).
- •Анализ современного состояния исторического некрополя Новодевичьего монастыря.
- •Анализ столичного рынка ностальгического туризма.
- •Новодевичий некрополь в зеркале общественного мнения (социологическое исследование).
- •Анкета №1
- •Анкета №2
- •Глава 3. Разработка ностальгического экскурсионного маршрута по Новодевичьему некрополю
- •Принципы отбора объектов для экскурсионного показа.
- •Маршрут пешеходной экскурсии по Новодевичьему некрополю на тему «Писатели и поэты: жизнь после смерти».
- •Экономическое обоснование формирования цены на экскурсию.
- •Пути и формы продвижения экскурсионного продукта на туристском рынке.
Значение исторического некрополя в ностальгическом туризме.
Хотим мы этого или нет, но кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Человек может никогда не побывать в театре, музее, библиотеке, парке культуры, ресторане, но он непременно и не единожды посетит кладбище. Причем неверно думать, что кладбище – это только мрачная, горестная сторона человеческого существования: чаще всего люди бывают в печали на кладбище лишь в день похорон кого-то из близких, а позднее посещение дорогой могилы вызывает, как правило, чувство умиротворения, умиления. Неслучайно поэт Михаил Александрович Дмитриев давным-давно еще писал: «Народ наш московский любит к усопшим родным, как к живым, приходить на свиданье». Вопреки представлению о кладбище, как о царстве скорби, её здесь ничуть не больше, чем вне кладбищенской ограды.
Нужно заметить, что слово кладбище не вполне соответствует греческому некрополь. А может быть вовсе не соответствует, хотя употребляют их теперь как синонимы. Некрополь означает город мертвых. Кладбище, как нетрудно догадаться, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, то есть, по формулировке Даля, полагать лежмя. Клад – слово очень древнее, очевидно, старославянского происхождения, означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем закрытое до поры. Никто же не станет укрывать ценности таким образом, чтобы потом не было возможности их обрести.
Согласно христианскому вероучению все верные чада церкви, все спасшиеся получают в награду за свою верность жизнь вечную. У того же Даля есть выражение: «смерть упокоевает». Верный христианин не исчезнет бесследно, но лишь упокоевается на время. Поэтому он – верный – должен как ценный клад быть положен лежмя в специально отведенном месте ожидать воскресения.
Если же человек жил неправедно и умер дурной смертью, не покаявшись, не приобщившись святых тайн, то вместе с «верными» его не хоронили, в закапывали где-нибудь в сторонке или просто выбрасывали в поле. Вот почему значение слова кладбище изначально не могло соответствовать языческому греческому понятию город мертвых. У русского Бога нет мертвых. И православный народ знает: «сущим по гробах живот даровав». Вот почему русское кладбище, и прежде не почитавшееся местом скорбного удела, до сих пор сохранило свой живой, попирающий смерть характер.
На русских кладбищах не может не привлечь внимания одно любопытное обстоятельство: в Москве, например, на так называемых чумных кладбищах, существующих около двух с половиной столетий, захоронения датированы преимущественно последними тридцатью – пятьюдесятью годами. Захоронений первой половины XX века на них уже не так много, а могил конца XIX века вообще считанные единицы. Хотя хоронили на этих кладбищах прежде не меньше, а даже больше, чем теперь.
Выходит, что каждое новое поколение хранит память лишь о двух-трёх предшествовавших поколениях. Поэтому и происходит постоянное перемещение тех, о ком помнят. Наверное, к концу нынешнего, XXI века современные захоронения сделаются большой редкостью. Но, возможно, ничего неестественного в этом нет: человеку свойственно особенно дорожить памятью о людях, которых он лично знал, и забывать тех, кого он не застал.
Если бы такой ротации памяти не происходило, то ныне москвичи вполне могли бы навещать могильники своих далёких предков – вятичей. И в самой Москве, и особенно под городом таких захоронений - курганов довольно много.
Истории известны случаи исчезновений городских погостов не только вследствие утраты памяти у последующих поколений, но и в связи с индустриальной необходимостью. Например, начиная со второй половины XVIII века, на приходских кладбищах, расположенных в черте города, перестали делать захоронения. Их территории начали использовать под застройки, будто это резервные городские пустоши. Бывшие кладбища сделались немалой статьёй дохода: земля в центре Москвы всегда ценилась очень высоко, и желающих приобрести её в собственность оказалось предостаточно. Иногда бывало и так: церковнослужители за свой счет строили возле храма на бывшем кладбище дом и затем выгодно продавали его. Историк церкви Н. Розанов так писал в 1868 году: «О памятниках на кладбищах и помина не было; живой человек на могилах умерших возводил себе огромные жилища и для основания их беспощадно разрывал могилы, совсем не обращая внимания на то, что нарушал покой своих братьев. На нашей памяти при постройке двух больших домов на месте бывшей Воскресенской церкви на Дмитровке (снесена в 1807 году) и при сооружении огромного здания на бывшем погосте церкви Иоакима и Анны близ Пушечного двора (снесена в 1776 году), рядом с Софийскою на Лубянке церковью, кости умерших были грудами вырываемы из земли, и прах тех, кого в своё время родственники оплакивали горячими слезами, с холодным равнодушием собирали в кули и ящики и вывозили для общего похоронения на кладбища вне города».
Немаловажный факт в этом рассказе, что прежде прах погребенных, пусть и с холодным равнодушием, но все-таки собирали и вновь хоронили. Были кости, да легли на погосте. В советское же время, если кладбище застраивалось, то выбранный экскаватором грунт вместе с костями использовали затем для засыпки оврагов, ложбин и т.д. А на месте некогда исторического места возводились жилые дома, разбивались парки и сады, даже детские игровые площадки.
На сегодняшний день, сохранившиеся мемориальные некрополи являются не только местом глубокой скорби и оплотом памяти, но и источником неподдельного интереса у туристов. Поэтому крайне важно понимать насколько значимым является исторический некрополь в современном ностальгическом туризме.
О состоянии и административном статусе некрополей областных и районных центров Центральной России говорится много, но всё же недостаточно, если учесть, что сигналы бедствия и конструктивные предложения остаются большей частью гласом вопиющего в пустыне. Нынешнее положение дел следует признать грустным. Помимо уже уничтоженных некрополей, порою ставится вопрос об уничтожении закрытых, нефункционирующих. Кроме того, они часто лишены всякой защиты от стихийного разрушения.
Некрополь как культурный объект существует только в том случае, если является системой, куда входят надгробные сооружения. В чем же заключаются факторы научной ценности некрополей?
Экология культуры, которая из метафоры становится целой научной парадигмой. Охрана некрополя необходимо должна стать предметом научного планирования. Сейчас даже обычное администрирование старается данный сектор обходить вниманием.
Интересы регионоведческие, которые во многом определяются общекультурологическими научными приоритетами, о которых говорим ниже.
Культурологические и религиоведческие исследования. В этом отношении некрополь не просто высокоинформативен – он уникален и незаменим. Его утрата создает невосполнимый пробел.
Сохранение культурной информации. Чем лучше сохранен некрополь, тем выше его информативность.
Экология культуры и экология прошлого всё чаще декларируются как один из приоритетных подходов к наследию отечественной культуры и культуры вообще. Некрополи требуют немедленного и безотлагательного распространения на них именно такого экологического подхода.
Благодаря историческим мемориальным захоронениям турист (или коренной житель города) имеет возможность ближе ознакомиться с историей и культурой своего народа, своей страны. Многие историки не сомневаются, что такие прогулки по кладбищам могут быть не менее полезными и познавательными, чем обыкновенный поход в музей. С ними соглашаются и сами туристы. Многие, посетившие исторические некрополи самостоятельно, признаются, что прогулка вызывает исключительно восторг и неподдельный интерес поскольку, как правило, некрополи богаты красивой и величественной мемориальной скульптурой, любоваться которой одно удовольствие. Ведь надгробия, как часть мемориального искусства, отражают не только время и эпоху, но и выражают отношение живых к памяти умерших. Благодаря таланту и художественному прозрению авторов лучших монументальных надгробий, мы становимся ближе к постижению характера и жизненного пути тех, кто упокоился под ними.
Так же туристы признаются, что если бы с ними был опытный гид, то было бы намного интереснее и познавательнее, поскольку есть потребность узнать некоторые биографические данные о покойном, о его заслугах благодаря которым на месте его захоронения возведен тот или иной памятник.
Интересно отметить, что вместе с интересом одних, растет и непонимание других. Противники ностальгического туризма с посещением некрополя считают такие прогулки сродни вандализму. По их мнению, место захоронения не должно посещаться чужими людьми, и уж тем более не стоит фотографировать памятники и надгробия. Ведь это может оскорбить родственников, которые могут прийти к покойному и вместо спокойствия и тишины они будут вынуждены терпеть толпу глазеющих, с позволения сказать, туристов. Так же, по мнению противников посещения некрополей с целью ознакомительной экскурсии, если турист захочет отдать дань уважения известной личности, лучше это сделать, возложив цветы к мемориальным доскам и памятникам, находящихся на улицах города.
Такого рода высказывания появляются, если человек полагает, что после его смерти или кончины его родственников кто-то так же, по его мнению, бесцеремонно будет стоять и фотографировать возведенный памятник. Не безосновательно. Всё-таки нужно уважать тех, кого уже нет с нами. И в данном случае уместней будет вместо фотографий привозить из путешествия красочный рассказ.
На сегодняшний день интерес к кладбищам со стороны туристов можно оценить как «средний», но с каждым днём растущий. В основном, историческими некрополями интересуются люди средних лет.
«Память о прошлом – преображающая память» - по выражению философа Н. Бердяева. Без прошлого, каким оно ни было, нет будущего, наша память – субстанция, связующая прошлое и настоящее, а некрополи – таинственное место встречи с теми, кто жил прежде нас, и поклонение их земному праху – традиция, схожая с паломничеством к Святым Местам.
Вывод по параграфу.
Исходя из вышесказанного, мы можем видеть, что некрополь есть не что иное, как связь поколений. Уничтожение которых ведёт к потери этой связи. Снос некрополей не только показывает неуважение к покойным, но и приносит невосполнимый урон туристической отрасли. Исторический некрополь является неотъемлемой частью ностальгического туризма. Об этом свидетельствует мнение самих туристов. Но необходимо брать во внимание, что не каждое кладбище будет востребовано у туристов. Для этого некрополь должен обладать действительно важными историческими захоронениями или уникальным архитектурным ансамблем.