
- •Правовое положение инородцев в Российской Империи
- •Содержание:
- •1. Введение
- •2. Понятие «инородцы» в законодательстве Российской Империи
- •3. Особенности правового статуса различных категорий инородцев
- •§298. Взыскания за раздаваемый по нужде в долг хлеб чинятся на том же основании, как казённые долги.
- •§299. Порядок наложения сборов, исчисления и утверждения, раскладки, действительного взноса, сдачи, употребления и отчётов излагается в ниже следующих главах.»33
- •4. Изменения в правовом положении инородцев
- •5. Заключение
- •6. Список использованных материалов
§298. Взыскания за раздаваемый по нужде в долг хлеб чинятся на том же основании, как казённые долги.
§299. Порядок наложения сборов, исчисления и утверждения, раскладки, действительного взноса, сдачи, употребления и отчётов излагается в ниже следующих главах.»33
Из данных пунктов видно, что налоги резко отграничивались от сделок и закупок и определялись только по трём обозначенным разновидностям. Далее в ст. 300-305 говорится о наложении сборов34. Никакой новый налог, помимо перечисленных в «Уставе…», произвольно на инородцев не налагается, если не введён с оговоркой об этом. Тяжесть бремени повинностей определяется местным Главным Управлением, а сбор на внутриплеменные повинности – Степной Думой или общим сходом. Подсчёт всех сборов с подробными разъяснением и раскладкой должен быть на каждый год составлен в сентябре предыдущего губернским или областным начальством, утверждён Главным Управлением и лишь затем разослан в казённые палаты, а из них в Степные Думы. Взимание при этом иных, не указанных в детальном подсчёте сборов, запрещено35.
Ниже по тексту расписаны правила сбора налогов, чёткое взаимодействие должностных лиц, сбор налога посредством удобных для инородцев ярмарочных распродаж. Кстати, особо можно отметить, что государство уполномочено на таких продажах следить за недопущением на ярмарки фальшивых денег. Российского купца при обнаружении подлога судили как фальшивомонетчика, а инородцу в этом случае выдавали настоящие деньги, обязав торговца, от которого они были получены за товар, возместить стоимость фальшивых денег. Предлагающих инородцам фальшивые деньги судили как воров36.
Родовое Управление (а непосредственные сборы имело право взимать только оно) вырученные от устроения ярмарки сборы или поступившие прямо от налогоплательщиков деньги сдавали в управы или земскую полицию (если управы не было) под выдаваемые ими квитанции и согласно годовому подсчёту. Для облегчения взимания сборов земские чиновники могли являться на ярмарки с налоговыми квитанциями, делая соответствующие записи в «шнуровых книгах»37.
Сбор делился на денежный и натуральный. Натуральный сбор именовался «рухлядью», делился на обыкновенную (шкурки белок, соболей и пр.) и дорогую (шкуры чёрных и чернобурых лисиц). Оценивались раздельно обыкновенная и дорогая «рухлядь», целые (с лапами и хвостами) и нецелые (без лап или хвостов) шкуры. Расписан порядок приёма шкур и других сборов и обозначено право инородцев расплачиваться шкурами наравне с деньгами38.
Расходование собранных с инородцев налогов было ограничено двумя статьями: на внутренние нужды и в казённую подать. Отчисления на внутренние нужды шли в Степные Думы или инородные управы, и дальше самих инородческих общин и уездов не обращались. А казённые подати направлялись через уездное казначейство в государственную казну39.
Все сборы тщательно заносились в «шнуровые книги», подтверждением их оплаты служили квитанции от губернских властей. Ведение книг и квитанций регламентировано ст. 345-35540.
Обнаруженные недоимки по сборам взыскивались со старост и собирались на ярмарках, наиболее удобным для инородцев способом. Стойкие недоимки (от 1/3 годового сбора) взыскивались задержанием привезённых на продажу шкур, очными переговорами со старостой или его родственником. Для бродячих инородцев имелась возможность сдавать подати, вырученные с торгов, в ближайшую управу, а не в свою собственную. При этом «неродная» управа письменно уведомляла «родную» об уплате податей. До поступления такого уведомления старосту не имели права привлекать к ответственности за недоимки. Но если прошло два года, а староста не платил податей и не появлялся на ярмарках, то неуплаченный налог собирался принудительно «разъездом» в стойбище или улус старосты-неплательщика. Запрещалось взимать в отсутствие инородных управ подати с одного стойбища за другое.
С «не совершенно зависящих от Правительства инородцев» подати и сборы принимались в общие присутствия в удобной для инородцев форме, особо учитывались. Так же поступали и с добровольными приношениями41.
Рассмотрев содержание «Устава», можно определённо утверждать, что его составители руководствовались следующими принципами:
- чётко классифицировать инородцев и отделить их от остального населения;
- юридически защитить их культуру от поглощения господствующей русско-православной;
- определить их правовое положение с учётом особенностей культуры и образа жизни.
Таким образом, «Устав об управлении инородцев» выделял инородцев среди остального населения Российской Империи, давал им привилегированные права и смягчал их обязанности. Такое правовое выделение было необходимо в связи с тем, что инородцы из-за особенностей их культур и религий не обладали возможностью на общих основаниях вписаться в жизнь остального общества страны. Но при этом «Устав» не обязывал инородцев слиться с остальным населением, и даже предусматривал меры для сохранения их самобытных обычаев, образа жизни. Выпущенные впоследствии акты либо расширяли, либо уточняли его действие. Множество выпущенных по инородцам поздних узаконений носило преимущественно частный характер, но в целом правовое устройство положения инородцев в российском обществе основывалось на этом «Уставе» и общеимперском праве подданства. О более поздних актах о правовом положении инородцев, издаваемых до 1913 года, будет изложено ниже, в четвёртой части настоящей работы.