Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблема человека (л).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
222.21 Кб
Скачать

Проблема человека в философии

1. Специфика философского подхода к человеку.

Из философии никогда не уходят проблемы, волнующие первое поколение. Задачи, стоящие перед современным обществом, требует изменения отношения к традиционным проблемам. Центральное место среди них, бесспорно, занимает проблема человека и его места в мире. Различные варианты её постановки и решения не просто выражают закономерные стремление человека к самопознанию, но преломляют в себе конкретно-исторические особенности тех или иных этапов в развитии социальной жизни, а вместе с тем оказывают неуклонно возрастающее обратное воздействие на течение социальных процессов.

Почти две с половиной тысячи лет человек изучается в разных аспектах, каждый из которых получил свое теоретическое обоснование. При этом человек распался на тысячу частей, сторон, исчез как нечто целое. Вся та масса специальной информации о человеке, которая поступает в биологию, физиологию, медицины, этнографии, химии, физики и других аналогичных источников, создают иллюзию поразительной продвинутости науки и философии в познании человека.

Действительно , «штурм» проблемы человека, мощь нацеленных на него вооружений науки впечатляют. В космологии, физике активно обсуждается антронный принцип, согласно которому сама Вселенная как таковая существует благодаря человеку. Будь условия его жизни другие, наша Вселенная могла и не возникнуть. Если Беркли не мыслил объекта без субъекта, если Н. Кант считал его «вещью в себе», то сейчас уже не философы, а ученные не могут помыслить без человека никакой реальности. Биологические дисциплины проникли в святая святых живого – генную структуру и готовы взяться за ее фундаментальную реконструкцию. Ради благосостояния человека ежегодно синтезируются тысячи новых веществ в химии, изобретаются невиданные средства в технике, не говоря о социально-психических дисциплинах, непосредственно специализирующихся на его исследовании, воспитании, совершенствовании и т.п. Наряду с естествознанием, обществознанием и техническими науками на наших глазах конструируется особый блок наук – человекознание.

Процесс дифференциации отдельных наук, изучающих человека, зашел ныне так далеко, что Б. Ананьев, описывая современное состояние человекознания, выделил несколько десятков наук, отдающихся полностью или частично решению этой задачи. И перед философией не может не стать вопрос о взаимоотношении философской антропологии и частных наук, изучающих человека. Вопрос этот не праздный и не формально-классификаторский – гео решение должно помочь найти выход из этого тупика, в который загнало научную мысль во всех ее областях, в том числе и в познании человека, аналитическое движение – господствующая на протяжении нескольких столетий, методология, требующая расчленить познаваемые целостности на разрозненно исследуемые части. Тем самым аналитическое познание теряет понимание целого. Целое же, как показала теория систем, не сводится к сумме его частей. Они нечто большее, и поэтому знание целого не может сформироваться из наложения друг на друга знаний о составляющих его элементах. Аналитически добытая информация, несмотря на убедительное количественное возрастание, не делает человека понятней. Поэтому немецкий философ М. Хайдеггер имел все основания заметить, что если в наши дни мы знаем о человеке неизмеримо больше, чем знали о нем в прошлом, то далось это дорогой ценой – утратой понимания того, что есть человек в целостной полноте его бытия.

Действительно, современная наука накопила огромный материал о различных сторонах жизнедеятельности человека, общественная мысль всецело занята им. Но не пора ли задуматься о смыслах и результатах этого познавательного бума. Ибо одновременно все говорят о кризисе цивилизации, конце истории и проблеме «выживания человека». В конце XX в. Перед ним грозно встал вопрос «быть или не быть». И не виду возможных случайных катаклизмов, а в силу логики развития его самого и созданного им культуры.

Необычайное ускорение материально-технического прогресса человечества привело к опасному разрыву, несоответственно между ним и другими сферами общества, между производственной и духовно-нравственный жизнедеятельностью человека. Естественные науки и основания на них техника оставили далеко позади науки о человеке, морали и обществе. Если не так давно полагали, что причина большинства существующих проблем, общественных драм и трудностей- в недостатке знаний о природе, слабом развитее науки и техники, то теперь такого мнения могут придерживаться только социально глухие сциентисты и «технари». Сетовать на непознанность природы, когда мы делаем с ней все, что заблагорассудится, проникли в микро и мегамиры, овладели сверхзвуковыми скоростями и световыми волнами, машинными полями и околоабсолютными температурами, - выглядит как-то странно. Какой информации и сколько энергии еще надо? Можно ли поверить, что человечество удвоит или удесятерит производство новых химических материалов, роботов и компьютеров, изменит наследственность всего живого, то его перспективы станут более радужными.

Человечество сегодня страдает не только от недостатка научных знаний или отсутствия научно-технических им культурных средств, необходимых для решения насущенных жизненных проблем, сколько от недостатка мудрости и воли употреблять могучие средства деятельности, созданные современной цивилизацией, на благо человека и всего человечества. Поскольку деятельностью занят человек, - она есть проявление его ума и воли, - то напрашивается вывод, что мы не знаем самих себя, что в след за познанием и овладением природой пришел черед ее преобразователем и «властелином». Другими словами, призыв Сократа: «Познай самого себя!» - остается не только актуальным, но сегодня , как никогда, возросла необходимость глубокой теоретической разработки проблематики человека в различных ее аспектах : философском, социологическом, психологическом и др. Естественно, что все эти направления познания человека тесно связанны друг с другом, опираются на взаимные достижения. В связи с этим в XX столетии в науке все более утверждается комплексного подхода к человеку, в котором философский аспект все же имеет определяющие значение, поскольку, во-первых, в философии речь идет о человеке не в каком-то частном проявлении, а о человеке в его целостности, как в субъекте культуры, как субъекте социально-исторического процесса, в чем собственно и выражается специфика философского подхода к человеку, в отличие от политэкономического, социологического и т.п.; во-вторых, она формирует общую методологическую и мировоззренческую установку в исследовании такого сложного многогранного явления, как че6ловек; в-третьих, опираясь на специфические науки, изучающие человека и свои синтезирующие возможности, способствует формированию и развитию целостной концепции человека.

Следует, однако, сказать, что в подходах к вопросу о предмете и специфики философского исследования человека ни в современной отечественной, ни в зарубежной литературе нет единой точки зрения. И все же на данной стадии исследовании можно выделить некоторые основные аспекты собственно философского уровня анализа человека.

Во-первых, это познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в противоречивом единстве общего (общечеловеческого), особенного (группового) и единичного (личностного ,уникального). Таково назначение философской антропологии: ее проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире его отношение к природе, обществу, культуре, к другим людям и к самому себе, смысл его существование на Земле.

Во-вторых, это изучение взаимоотношений человека и общества, составляющее содержание социальной антропологии, проблемное поле

которой определяется тем, что общество дает человеку и что он даёт обществу, как общество создает условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают свое общественное бытие.

В-третьих, речь идет об исследовании взаимодействия человека и культуры, образующего содержание культурантропологии. Главные ее проблемы – принципы созидания человеком «второй природы» как «мира человека», искусственной среды его обитания, т.е культуры, и пути сотворения человека культурой.

Социальная антропология и культурантропология также представляют собою философские дисциплины, находящиеся пока в процессе становления, самоопределения и имеющие в своей основе философскую антропологию. Так, социальная антропология постигает всеобщее с помощью исследования человеческого бытия, осмысленного со стороны социальности, а культурантропология – со стороны культурных форм существования человека.

Естественно, что название философско-антропологические дисциплины не отделены друг от друга, а в тех своих разделах, в которых выявляется их теоретическое своеобразие, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях сложных проблем.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что характернейшей особенностью развития духовной жизни современной эпохи является всевозрастающий интерес к проблемам человека. Эта сложная и многоплановая проблема превратилась идейную нашего времени, вышла на первый план в политике и идеологии, в общественных и естественных науках, в искусстве и литературе. «В наше время проблема человека в том или ином аспекте превратилась в общую проблему не только философии, но, по существу, всех естественных, общественных и технических наук, всех сфер художественного осмысления действительности, всей системы культуры» ( Федосеев Н.Н. Философское понимание человека // Человек в системе наук, М., 1989. С. 15).

Человек оказывается проблемой самой для себя, когда задает вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком.

Проблема человека не является чисто теоретической проблемой. Это практическая жизненная проблема, и в качестве таковой она всегда стояла и будет стоять перед каждым из нас. Оказываясь в критической ситуации, человек каждый раз «выбирает» себя, решает вопрос о смысле своего существования, выбирает направление жизненного пути.

Однако, хотя окончательный выбор «образа человечности» принадлежит самому человеку, существует своеобразная «техника» проблематизации человеком своего собственного существования – философия. Философия помогает мировоззренческому поиску, как бы организует «пространство выбора» человеком самого себя, предлагая выработанные философской мыслью на протяжение столетий различные системы ценностных координат человечности.

Философская дисциплина, в центре которой стоят вопросы о природе и сущности человека, смысле его существования, как уже было сказано, носит название философской антропологии. Она необыкновенно богата размышлениями философов, посвященными человеку и значительными в огромной по объему, почти необозримой литературе с древнейших времен и до настоящего периода. И сегодня, как никогда ранее, человечество вглядывается в самого себя и порой как бы вновь открывает человека. В этом процессе философия призвана не только дать общетеоретическое объяснение природы человека, его положение в современном мире и его будущего в условиях все ускоряющегося научно-технического прогресса, но и определить основные принципы деятельности человека в современных конкретно-исторических условиях.

Создать здоровое общество, которому по силам наилучшим образом обогащать одновременно себя и каждого человека – вот задача, в которой предстоит возвращаться снова и снова к каждой стадии развития общества. Одну из таких стадий проходит современное человечество. Не удивительно поэтому, что оно сегодня пытается заново осознать себя в мироздании.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса…

Все эти выражения не выражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступит в век человека – вот это главное» (Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975. С. 212). И от того, каким этот человек может быть, какова система его ценностей, зависит не только его личная судьба, не только ответ для него самого не важнейший вопрос: состоялся он или нет как человек, как личность, - но и, не будет преувеличением сказать, судьба всего мира.