
- •Изменения государственной политики в области религии после 1928 года.
- •Положение рпц в ссср после 1929 года.
- •Положение протестантских церквей в ссср после 1929 года.
- •Церковь асд в период с 1929 по 1959 гг.
- •Пленум союза асд 1931 года.
- •На автономном существовании
- •Адвентистская миссионерская семинария в риге.
- •Церковь асд в период "оттепели".
ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ АСД В РОССИИ. ЛЕКЦИЯ 5 ЦЕРКОВЬ АСД В ПЕРИОД С 1929 ПО 1959 гг.
ПЛАН
I. Внутриполитическое состояние советского общества после 1929 года. Массовая коллективизация страны, индустриализация. Репрессии.
[I. Изменение государственной политики в области религии. Законодательные акты от 1929 г.
III. Положение русской православной церкви и протестантских церквей в СССР после 1929 года.
IV. Церковь АСД в период с 1929 по 1959 гг.
1. Пленум союза АСД 1931 года.
2. Церковь АСД в период репрессий 30-х годов и
Отечественной войны.
3. церковь АСД в Прибалтийских республиках в период 1918-1940 гг.
4. Церковь АСД в послевоенный период. Организации послевоенного ВСАСДа.
5. Церковь АСД в период "оттепели".
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ 1929 ГОДА. МАССОВАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СТРАНЫ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ. РЕПРЕССИИ.
Осенью, 1929 года в стране произошел скрытый от глаз народа политический переворот. И, хотя форма власти оставалась прежней, хотя никаких новых программных заявлений не делалось и вообще никаких сколько -нибудь бурных событий не происходило, тем не менее, переворот этот был очень глубоким.
После расправы над Н.И.Бухариным и его сторонниками, Сталин становится единовластным правителем в стране, насаждая командно-бюрократическую систему руководства. НЭП ббыл отброшен, как пережиток капитализма. Ноябрьский ( 1929 г.) пленум ЦК ВКП (б) определил задачи по новому! "форсирование процессов коллективизации и строительства совхозов", «форсирование развития индустрии". Была выдвинута утопическая установка дело построения социализма в стране пролетарской культуры может быть проведено в исторически минимальные сроки."
К концу 20-х годов более 80% населения России жило в деревне. Индустриализация вызвала значительное перемещение сельских жителей в города. С принятием первого пятилетнего плана развития народного хозяйства многие крестьяне стали переселяться в районы, где развивалась металлургическая, горная, машиностроительная промышленность и где испытывался недостаток рабочих рук - на Урал, Донбасс, Кузбасс, Южный и Центральный Казахстан и т.д. В порвавших с землей вчерашних крестьян, большая часть которых была неграмотной, вселялась вера в построение прекрасного общества, общества изобилия и справедливости. Активно велась политико-воспитательная работа. На каждом предприятии действовали красные уголки, ширилась сеть клубов и дворцов культуры. Высоко поднимался престиж рабочих профессий. Страна была увешана лозунгами, поощрявшими трудовой героизм народа. Новизна социалистических перемен перебивала в сознании людей неурядицы жизни, религиозные верования, заражая неистребимым желанием самим, своими руками построить "новый мир".
С 1929 года в стране начинается сплошная коллективизация деревни. Стремление выполнить план любой ценой порождало насилие. Тех, кто не хотели вступать в колхозы, объявляли кулаками или подкулачниками. Все они подвергались раскулачиванию, т.е. конфискации имущества и лишению свободы. Пострадали миллионы добрых тружеников, которые кормили страну. Деревня, лишившаяся стольких рабочих рук, начала приходить в упадок. В результате в 1932-33 гг. в ряде крупных районов разразился голод. Была введена карточная система распределения хлеба. По стране прокатывается волна вооруженных выступлений крестьян. Только за три первых месяца 1930 года их было более двух тысяч.
В 1932 году в СССР вводится паспортная система. Но паспорта выдавались лишь проживающим в городах, рабочих поселках, районных центрах, новостройках, совхозах, а также в 100-километровой полосе вдоль европейской границы СССР. Колхозники же (а к 1940 году 97% крестьян были насильственно объединены в колхозы ) паспортов не получили и учитывались по спискам, которые составлялись в сельсоветах. Миллионы людей лишились возможности свободного изменения места жительства, оказавшись привязанными к колхозам. Такое положение просуществовало до начала 60-х годов.
К концу 20-х годов в стране складывается административно-командная система управления, известная как бюрократический централизм. "Верховным жрецом" ее становится Сталин. Он изображается пропагандой, как мудрый и безошибочно действующий вождь. В 1929 году впервые проводится шумное празднование 50-летия Сталина. К этому юбилею издается первый сборник статей в его честь. Роль Сталина в них безмерно преувеличивается и приукрашивается. Так начинает насаждаться сверху всеми средствами пропаганды культ личности. Происходит резкая деинтеллектуализация руководства страны. Сталин не столько возглавил, сколько обезглавил политическое руководство, окружив себя некомпетентными и неспособными руководителями. Более 70% секретарей райкомов и горкомов партии к началу 40 х годов имели лишь начальное образование, а среди секретарей обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик таких было 40 % .
Созданная Сталиным бюрократическая машина не могла мириться с каким бы то ни было проявлением инакомыслия. В конце 20-х годов начинаются репрессии. Мыслящая интеллигенции, специалисты старой школы инженеры, агрономы, экономисты объявляются шпионами и диверсантами и осуждаются. Начиная с 1929 года дела тех, кто был отнесен к "классово враждебным элементам", начали рассматривать так называемые "тройки" (первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и начальник местного отделения ГПУ) .
Количество репрессий резко увеличивается в 1934 году после убийства С.М. Кирова. В этом же году ОГПУ было преобразовано в НКВД. Во главе этих органов стоял сначала Г.Г.Ягода, затем Н.И.Ежов и, наконец, Л.П.Берия. Первые два очень быстро были уничтожены недавно управляемой ими машиной. Лишь Берия пережил Сталина. На конвейер уничтожения были поставлены судьбы миллионов несправедливо обвиненных людей.
Вот в таких условиях в конце 20-х годов и формировалась политика советского государства в области религии.
Изменения государственной политики в области религии после 1928 года.
Частью тех серьезных преобразований, которые имели место в России в конце 20-х начале 30-х годов была так называемая культурная революция, одна из задач которой заключалась в "отборе из культурного наследия прошлого непреходящих ценностей в науке, технике, искусстве, знании и отсечении всего ненужного." 2. Таким ненужным объявлялась и религия.
Начиная с 1926 года, в центральных газетах стали появляться статьи, в которых содержались призывы расширять меры по борьбе с верующими. Более того, насаждалось мнение, что религиозные организации будто бы являются орудием политического влияния на массы со стороны остатков бывших господствующих классов.- 3
В январе 1929 года из Москвы была разослана по местам директива за подписью Л.М.Кагановича, предписывающая считать религиозные общества контрреволюционными организациями, а 1 марта в первичные профсоюзные организации был направлен циркуляр ВЦСПС N 53 "Об усилении антирелигиозной пропаганды." В нем, в частности, говорилось I"VIII съезд профсоюзов обратил особое внимание на необходимость усиления идейной борьбы с религиозным мировоззрением, в частности с развитием баптизма, учением евангелистов и т.п. В настоящий момент церковь и различные религиозные секты служат прикрытием для антисоветской работы кулацких и капиталистических элементов в стране и для международной буржуазии." 4.
На втором всесоюзном съезде воинствующих безбожников, состоявшемся в начале апреля 1929 года была принята резолюция, в которой говорилось, что "религиозные организации в лице их верхушек, проповедников, активистов являются политической агентурой... и военно-шпионскими организациями международной буржуазии." К ним причислялись баптисты, евангелисты, адвентисты и методисты.3
Вслед за этой резолюцией 8 апреля 1929 года вышло постановление ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях", резко ограничившее деятельность церкви. Фактически, все то, что поддерживало постоянный рост церкви было, запрещено. Запрещались миссионерская работа и религиозная пропаганда. Сфера деятельности проповедников и пресвитеров ограничивалась местожительством членов церквей и местонахождением молитвенного дома. Оказание материальной помощи членам церкви, создание касс взаимопомощи, проведение специальных детских и молодежных собраний запрещалось. Организация верующими кооперативов, производственных артелей, а также библейских, литературных, рукодельных и других отделов, кружков, групп в церкви по данному законодательству тоже воспрещалась. Вся деятельность церквей была ограничена лишь удовлетворением религиозных потребностей в стенах молитвенных домов. 6.
Все эти ограничения прав верующих не замедлили отразиться и в Конституции. Статья 4 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 года, в новой редакции, утвержденной XIV Всероссийским съездом Советов 18 мая 1929 года, звучала следующим образом! "В целях обеспечения трудящимся действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами." Центральный совет Союза воинствующих безбожников в 1930 году дал пространное разъяснение, как должно толковать изменение статьи 4-й Конституции РСФСР.7
"...Замена в законе понятия "свобода религиозной пропаганды" словами "свобода религиозных исповеданий " указывает на то, что деятельность верующих по исповеданию своих религиозных догматов ограничена средою верующих и рассматривается как тесно связанная с отправлением религиозного культа той или иной терпимой в нашем государстве религии. Привлечение же новых кадров трудящихся, особенно детей, в число сторонников религии... каковая деятельность, несомненно, вредна с точки зрения интересов пролетариата и сознательного крестьянства, конечно, никоим образом не может находиться под защитой закона и охватываться понятием "свобода религиозных исповеданий." Всякая, следовательно, пропагандистская и агитационная деятельность церковников и религиозников - и тем более миссионерская - не может рассматриваться как деятельность, разрешенная законом о религиозных объединениях, а напротив, рассматривается как выходящая за пределы охраняемой Законом свободы и подпадающая под действие уголовных правонарушений.
Несмотря на пространность изложения, в этом разъяснении недвусмысленно намекается на то, что всякая деятельность, направленная на привлечение в среду верующих новообращенных, является преступлением перед законом. Принятое на вооружение местными властями данное разъяснение статьи 4-й Конституции послужило основанием для обвинений и репрессий в отношении верующих.
Многие искренние верующие не могли мириться с таким положением вещей. Отказаться от распространения благой вести для них означало не исполнить повеление Христа! "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари."(Марк 16115) Для каждого христианина свидетельство о Христе является неотъемлемой частью его жизни. Теперь же это свидетельство приводило верующих "под действие уголовных и гражданских законов."