Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реакор методические указания к тренингам.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Физиологические механизмы и параметры

ЭЭГ отображает функциональную активность мозга, уровень которой определяется взаимодействием тормозящих и активирующих подкорково‑корковых механизмов (сомногенные, ретикулокортикальные и таламокортикальные системы, активирующая ретикулокортикальная и лимбико‑кортикальная системы). Возбуждение активирующих систем приводит к десинхронизации на ЭЭГ с появлением высокочастотной низкоамплитудной и нерегулярной по частоте электрической активности. Снижение уровня функциональной активности мозга (сон, нарушение бодрствования) сопровождается замедлением частоты основных колебаний и появлением синхронизированной ЭЭГ активности – регулярных высокоамплитудных колебаний.

На ЭЭГ взрослого человека в состоянии расслабленного бодрствования с закрытыми глазами в основном выявляются альфа и бета‑ритмы. Альфа‑ритм представляет собой колебания с частотой 8‑13 Гц, амплитудой до 100 мкВ. Лучше всего альфа‑ритм выражен в затылочных отделах, по направлению кпереди его амплитуда и выраженность уменьшаются. Показательны чередующиеся нарастания и снижения амплитуды – «веретенообразность» ритма. При повышении функциональной активности мозга (напряженное внимание, усиленная умственная деятельность, беспокойство и другие) амплитуда альфа‑ритма уменьшается вплоть до полного исчезновения. Кратковременные внезапные раздражения (вспышки света и другие) вызывают десинхронизацию альфа‑ритма – реакцию активации. При повторных раздражениях эта реакция ослабевает и затухает. Бета‑ритм представляет собой последовательность колебаний с частотой 14‑40 Гц, с амплитудой около 15‑20 мкВ и доминирует в области передних центральных извилин и в меньшей степени распространяется на задние центральные и лобные извилины. В ответ на двигательную активацию или тактильную стимуляцию бета‑ритм, подобно альфа‑ритму, дает реакцию угасания.

При патологических процессах и изменениях функционального состояния обследуемого нормальные параметры ЭЭГ определенным образом меняются. Эти изменения могут носить либо только количественный характер, либо выражаться в появлении на ЭЭГ новых, не свойственных норме патологических форм колебаний потенциалов. К первым относят увеличение амплитуды и индекса бета‑ритма и снижение амплитуды и выраженности альфа‑ритма. В других случаях может отмечаться замена альфа‑активности относительно быстрыми и менее регулярными колебаниями меньшей амплитуды и большей частоты – десинхронизация. Появление на ЭЭГ медленноволновой активности: дельта‑ритма (0,5‑3,0 кол/с, амплитуда 40‑300 мкВ) и тета‑ритма (3‑7 кол/с, амплитуда 100‑200 мкВ) указывает на снижение функциональной активности мозга вследствие имеющихся патологических изменений. К патологическим феноменам, выявляемым на ЭЭГ, относится также наличие эпилептиформной активности, проявляющейся в виде острых волн, пиков, комплексов «острая‑медленная волна», «пик‑волна» и др.

Многими исследователями показана принципиальная возможность произвольного управления человеком своей ЭЭГ. Человек способен избирательно управлять спектром частот своей ЭЭГ, если при этом ему дается сигнал, информирующий его об успехе или неуспехе в продуцировании желательного паттерна ЭЭГ. Как было сказано выше, изменения биоэлектрической активности мозга отмечаются как непременное качество при ряде заболеваний ЦНС, поэтому ЭЭГ БОС‑тренинг оказывает влияние на течение этих заболеваний.

В основном, используется БОС‑тренинг на увеличение или уменьшение альфа‑, и бета‑ритма, на снижение тета‑ритма и медленной активности мозга, на изменение соотношений индексов ритмов. Кроме этого, ЭЭГ БОС‑тренинг используется для уменьшения выраженности патологических ЭЭГ‑феноменов. Также при ЭЭГ БОС‑тренинге используются методы раздельной стимуляции левого и правого полушарий. Эти показатели позволяют оценить резервы функциональной подвижности ЭЭГ. В дополнение к этому, раздельная стимуляция альфа‑ритма в различных полушариях позволяет выделить специфичные эффекты «альфа‑тренинга». Например, вероятность появления альфа‑ритма в правом полушарии повышается, если «альфа‑тренинг» проводится на этом полушарии и понижается, если «альфа‑тренинг» проводится на противоположном полушарии.

В качестве примера изменения ЭЭГ, и соответственно возможности ее коррекции, приведем электрофизиологические показатели при некоторых психоневрологических расстройствах. У пациентов с реактивной или эндогенной монополярной депрессией регистрируется преобладание альфа‑активности в левой лобной области по сравнению с правой. Субъекты без депрессии обычно демонстрируют более выраженную правостороннюю альфа‑активность. Пациенты с алкогольной зависимостью демонстрируют повышенную бета‑ и сниженную альфа‑ и тета‑активность. Коррекция данных ЭЭГ‑феноменов лежит в основе лечения этих состояний с использованием ЭЭГ БОС‑тренинга.