Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лескин Д. Ю. Конспект лекций по дисциплине «Соц...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
396.19 Кб
Скачать

3. Социальная и этическая составляющая демографического кризиса в России

Демографический кризис в России имеет ряд выразительных черт социального и духовно-нравственного характера. Часть из них характерна для всего мирового сообщества, другие – для стран «второго эшелона», третьи – собственно российские.

К числу последних относится, несомненно, огромное число абортов, которое совершают русские женщины. Советская Россия стала первой страной в мире, легализировавшей аборты, сделав это на 50 лет раньше, чем США. До настоящего времени мы удерживаем печальную пальму первенства в детоубийствах, разрешенных законом. Только по официальным данным в России совершается свыше 2 млн. абортов в год. Реальное их число практически вдвое больше. Начиная с конца 80-х гг., почти 70% беременностей в России прерывается искусственно. Можно считать, что Россия является страной «абортивного образа жизни». Современное российское законодательство (которое наследует в этом случае советскому), регламентирующее право на совершение аборта, одно из самых либеральных в мире: при сроке беременности до 12 недель аборт можно сделать без каких-либо ограничений, а с 12 до 22 недель – по множеству социальных показаний: незамужество в период беременности, наличие безработного члена семьи, доход ниже прожиточного минимума и т.п. Аборты в России совершаются бесплатно, то есть на деньги налогоплательщиков, в том числе и верующих, несмотря на то, что прерывание беременности воспринимается как тяжкий грех всеми без исключения традиционными религиями. Совершившей аборт матери государство гарантирует оплачиваемый бюллетень. Значительная часть медицинских работников, воспитанная в советской системе здравоохранения, ориентирует женщину на совершение аборта, если у нее есть хотя бы один ребенок. Врач не имеет права отказаться от совершения аборта по нравственным мотивам. Несмотря на то, что мы живем уже не в Советском Союзе, законодательные инициативы депутатов, призывы общественных и религиозных организаций, озабоченных сложившейся ситуацией, вызывают стойкое неприятие.

Другой чертой современного демографического состояния России является распад традиционного института семьи. Как уже отмечалось, почти треть детей в нашей стране сегодня рождается вне брака. Этот факт, а также деморализирующие процессы, поражающие душу родителей, решающихся бросить своего ребенка, приводят к значительному росту числа детей, оставшихся без попечения. Их количество приближается к послевоенному времени или периоду гражданской войны и сталинских репрессий, когда родителей беспризорников просто не было в живых. Особенность современной ситуации в том, что мамы и папы большинства брошенных детей благополучно здравствуют, и, чаще всего, не в местах лишения свободы. Молодые люди, лишенные родительской заботы, вынуждены влачить жалкое, полуголодное существование. Как правило, они быстро втягиваются в преступный мир и лишаются возможности на достойную жизнь. Растущее число детских домов и приемников – грозное свидетельство нравственного неблагополучия нации37.

Еще одной особенностью демографической ситуации в России, которая также характерна для всего «прогрессивного человечества», является широкое распространение «контрацептивного мышления». Активная реклама контрацепции дает о себе знать, правда (и это особенность русской ментальности) рост потребления противозачаточных средств в России не столь высок, как в других странах западной цивилизации. Сегодня из тысячи женщин контрацепцию в России применяют на 70 человек больше, чем в 1990-м г. Однако повсеместное распространение противозачаточных средств, их неограниченная доступность и агрессивная пропаганда, начиная со школьной скамьи, помимо прямого результата, таят в себе и косвенный, намного более опасный эффект - это внедрение в сознание людей «контрацептивного образа жизни», при котором женщина должна себя чувствовать полностью освобожденной от своего предназначения – создания семьи и рождения детей. Психологическое тестирование российских подростков начала XXI в. показывает, что в их сознании практически не фигурируют понятия целомудрия и супружеской верности, отцовства и материнства, отсутствует идеал крепкой, многодетной семьи. Настойчиво прививается воззрение на человека противоположного пола лишь как на сексуального партнера, смена которого вопрос недолгого времени. Контрацептивы обеспечивают при этом вожделенную защищенность и безответственность.

И здесь нельзя не сказать о той колоссальной роли, которую играют в формировании такого мышления средства массовой информации. Навязчивая реклама, деятельность шоу-бизнеса, современное отечественное и крутящееся на телеканалах низкопробное западное игровое кино в один голос призывают россиянина к жизни, где здоровой семье и детям нет места. Крайне агрессивная реклама пива, табачных и вино-водочных изделий, противозачаточных средств (здесь нужно отметить, что практически вся реклама в российских СМИ носит скрытый или откровенный эротический подтекст) уже не раз наталкивалась на стойкое неприятие большинством россиян. Однако в ответ на призывы общественности запретить и ограничить беспредел на современном российском телевидении раздаются многочисленные обвинения в ограничении свободы слова или рассуждения о коммерческой пользе рекламы – двигателе торговли.

Естественно, что здесь мы имеем дело с хорошо организованной пропагандистской кампанией, основная цель которой деморализовать и разрушить естественные ограничители стыда, еще сохраняемые российским обществом. Всем известно, что в США и многих странах Европы запрещена не только реклама алкогольной и табачной продукции, но и поставлены всевозможные преграды для их потребления. Но в России, стоящей на грани эпидемии пивного алкоголизма и никотиновой зависимости, об этом не принято говорить. В данной ситуации не помогают даже международные обязательства России. Подписание рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака до сих пор не ратифицировано. Табачному бизнесу принадлежит до 50% уличной рекламы. Обыватель вводится в заблуждение искажающей действительность информацией о существовании «легких» сигарет и т.д. Изгоняемые из Европы и США никотиновые магнаты все с большим вниманием начинают относиться к странам третьего мира. Действительно, в США или Австралия штраф за курение в общественном месте или брошенную сигарету доходит до 500 долларов. Пачка сигарет в Европе в среднем стоит 10-11 евро. США добились значительных успехов в борьбе с числом курильщиков: за последние 5 лет их количество сократилось вдвое, причем отмечается прямая связь со снижением смертности от заболеваний раком и органов дыхания. В такой ситуации огромные пространства России могут представляться чуть ли не Клондайком. Так оно и есть: 80% всех табачных производств России принадлежит иностранному капиталу. В этих условиях только с чувством глубокого разочарования можно реагировать на стремление правительства России затормозить антитабачное законодательство38.

На отечественном телеканале, в том числе федеральном, практически невозможно найти фильма или передачи, где бы пропагандировался образ многодетной семьи. Но любой зритель может вспомнить немало американских боевиков или комедий, где у главного героя имеется любимая жена и несколько детей. Само собой разумеется, это не голливудское открытие и не гражданская позиция патриотически настроенных режиссеров. С 1960-х гг. Голливуд стоит во главе процессов, разрушавших пуританское общество США. Наркотики, хиппи, однополая любовь были излюбленными темами кино и шоу. Немало места занимают они и сейчас. Но уже в те времена активно заработала административная машина. Голливуд получил и получает серьезный «госзаказ», выражаясь советским термином, и он добросовестно отрабатывается. С той поры обыватели видят на экранах своих домашних кинотеатров женатых, многодетных, чаще всего не очень умных, но вполне благополучных персонажей, на крыше домов которых обязательно гордо развивается американский флаг.