
- •Тема 7. Внушение как приём массовой коммуникации
- •7.1. Предыстория вопроса
- •7.1.1. Сущность процесса внушения
- •7.1.2. Роль слухов во внушающей коммуникации
- •7.1.3. История применения внушения в массовых коммуникациях
- •7.2. Теоретические аспекты применения техники внушения
- •7.2.1. Формы внушения
- •7.2.2. Внушение как психический процесс
- •7.2.3. Внушаемость аудитории
- •7.2.4. Теоретические подходы к технике внушения
- •7.3. Практическое применение техники внушения в массовых коммуникациях
- •7.3.1. Сущность механизма внушения
- •7.3.2. Приёмы внушения
- •7.3.3. Классификация г. Блуммера
- •7.3.4. Работа с аудиторией в устной форме в технике внушения
- •7.3.5. Современные подходы к внушению
- •Контрольные вопросы для самопроверки
- •Литература
Тема 7. Внушение как приём массовой коммуникации
Целевая установка: Основной целью при изучении темы данной главы является раскрытие сущности применения процесса внушения в массовых коммуникациях. В главе подробно исследованы основные направления изучения процесса внушения. Также детально показан порядок применения приёмов внушения в различных ситуациях и условиях. Особый упор сделан на проблемы, возникающие при опоре на технику внушения в современных рыночных условиях.
После изучения данной темы слушатели смогут:
назвать
основные приёмы внушения при работе с
аудиторией как через технические
средства, так и при устном общении;
объяснить сущность механизмов реализации внушающего воздействия;
охарактеризовать существующие теоретические подходы к внушению и вытекающие из них практические последствия.
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
7.1. Предистория вопроса
7.2. Теоретические аспекты применения техники внушения
7.3. Практическое применение техники внушения в массовых коммуникациях
Контрольные вопросы для самопроверки
7.1. Предыстория вопроса
7.1.1. Сущность процесса внушения
Под внушением понимается вид психического воздействия, словесного или образного, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Внушение является единственно возможным способом передачи идей, недоказуемых с помощью логических доводов. Техника внушения является единственно эффективным способом воздействия на аудиторию при ситуациях социальной напряженности, при кризисах, затрагивающих значительные массы людей, при техногенных и природных катастрофах. Подобного рода ситуации характеризуются тем, что в них отсутствуют достаточно надёжные критерии обстановки и люди проявляют готовность принять внушающее воздействие. Связана эта готовность, принять внушающее воздействие, с психологическими последствиями травмы. Человек, побывавший в ситуации стресса, через некоторое время начинает «прокручивать» в своём сознании травматические события вновь и вновь. И страх возвращается, более того – усиливается, хотя, казалось бы, никаких причин для страха больше нет. Для того чтобы «оправдать» переживание страха, индивид начинает рационализировать своё поведение, доказывая самому себе и окружающим, что его страх имеет основания в материальном мире. Как правило, ситуации такого рода провоцируют появление слухов. В этих слухах говорится о грядущей ещё большей по масштабам катастрофе, об угрозе гибели всего живого в этой местности и тому подобное.
7.1.2. Роль слухов во внушающей коммуникации
Исследованиями отечественных специалистов [7, с.189 – 190] установлено, что распространению слухов способствует:
неблагоприятная,
тревожная неопределённая обстановка,
о чём мы говорили выше;
отсутствие или слабость официальной информации. Официальная информация, как правило, запаздывает и эту информационную пустоту заполняет слух;
наличие оппозиционных (конкурентных) групп и (или) лидеров, заинтересованных в распространении слухов. Например, согласно официальной версии, ныне действующая Конституция одобрена на общероссийском референдуме в 1993-м году, при официальной явке населения на участки для голосования в 53%. Это превышает требуемый законом порог в 50% явки. Однако большинство экспертов, опираясь на ряд аргументов, считают, что реальная явка составляла 45% – 47%. Они, эксперты, указывают на одно странное обстоятельство. Любой специалист, хотя бы один раз, работавший на выборах, знает, что основной поток избирателей приходит на участки в интервале между 12.00 и 16.00, максимум – 17.00. Фактически, после 17-ти вечера участки можно закрывать. «Редкая птица» залетает после этого времени на избирательный участок. Так вот, в день референдума по Конституции к 17.00 необходимый порог в 50% явки, достигнут не был. И вдруг «избиратель пошёл», если верить официальной статистике. Автор не верит и не верит по двум основаниям. К 17.00 по московскому времени избирательные участки на востоке России уже закрылись, а явка там традиционно высока. Голосовали только в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде. А в этих регионах электоральная активность традиционно ниже, чем в целом по стране. И второе, погода в тот вечер была в западных регионах России прескверная: дождь, пронизывающий ветер, холод. И вот в воскресенье, вечером, бросив всё и зажав в кулачке бюллетень, избиратель косяком повалил на участок. Картина, скорее в стиле советских кинофильмов начала 1930-х годов, чем в стиле реальности. К тому же, по официальной версии, протоколы голосования по Конституции «утрачены». Это всё делает ныне действующий Основной Закон крайне уязвимым. Стоит только появиться оппозиционным лидерам и партиям, обладающим достаточным властным ресурсом, как встанет проблема законности нынешней Конституции. Заметим в скобках, что аналогичный «всплеск интереса» к президентским выборам 2008-го года наблюдался в Петербурге. Всё по знакомой схеме. К 17.00 нет 50% явки избирателей на участок, а потом, «вдруг», приходит голосовать почти 11% списочного состав избирателей. И это на выборах, исход которых известен и предсказуем, на выборах, которые ничего не решают. Воистину, «Россия – страна чудес молочных»;
общая социально-психологическая усталость населения;
распространение недостоверного слуха вслед за другим слухом, оказавшимся достоверным.
Можно утверждать, что индивид, склонный распространять слухи, мотивируется к такому поведению рядом психологических механизмов.
1. Механизм самоутверждения: передавая собеседнику слух, индивид демонстрирует свою осведомлённость. Информация – это вид власти, поэтому индивид, что-либо знающий, всегда будет обладать преимуществом над индивидом незнающим.
2. Чувство солидарности: распространяя тревожный слух, индивид стремится помочь другим людям подготовиться к неприятностям. До сих пор в обществе популярна фраза, используемая астрологами для оправдания существования своего сомнительного ремесла: «Предупреждён, значит вооружён».
3. Компенсация чувства неудовлетворённости от единоличного обладания тревожной информацией. Пересказывая такую информацию, индивид получает психологическое облегчение, наблюдая за эмоциональными реакциями партнёра. Иногда, для усиления впечатления, коммуникатор, транслирующий тревожный слух, усиливает его неприятными подробностями. Наиболее часто этот механизм распространения слухов присутствует в структуре личности тех индивидов, которые недовольны своим социальным статусом, а также у лиц, не реализовавших себя в жизни.
4. Побуждение других к поддержке своей позиции, подталкивание группы к тем действиям, которые трудно (страшно, невозможно) совершить в одиночку.
5. Стремление усилить свою внутригрупповую позицию, добиться статуса лидера группы.
Также известны социальные ситуации и личностные особенности тех индивидов, которые более других склонны распространяемым слухам, верить. Подчеркнём, что знание этой информации особенно важно для специалиста по связям с общественностью и для лиц, занимающихся политической рекламой.
1. Общая неблагоприятная социальная, политическая, экономическая ситуация в государстве, регионе, городе.
2. Стремление либо защитить себя от возможных неприятных событий, либо уменьшить их негативные последствия.
3. Повышенная внушаемость индивида как выраженная личностная черта. Аналогичный эффект податливости слухам наступает и тогда, когда у личности сильно развита групповая идентичность, то есть вне группы этот человек утрачивает смысл существования и испытывает острый личностный дискомфорт.
4. Анонимность слуха, незнание его подлинного источника. Это придаёт слуху оттенок доверительности, налёт «утечки» секретной информации.
5. Иллюзорное мнение слушающего, что содержание слуха одобряется социальным большинством.
Выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы события, явившегося основой слухов в процессе циркуляции последних.
1. Сглаживание. Несущественные, с точки зрения данной аудитории детали, исчезают, сюжет становится короче и функциональней.
2. Заострение. Сохранившиеся детали реального события выдвигаются на первый план, высвечиваются более выпукло. Соответственно, увеличивается их масштаб и социальная значимость. Сюжет может обрастать новыми деталями, первоначально отсутствовавшими, которые способствуют его функционализации.
3. Приспособление. Отдельные детали реального события, без выраженных признаков заострения или сглаживания, подстраиваются под стереотипные установки аудитории.
Надо помнить, что вброс слухов в информационное пространство способен дать негативный кумулятивный эффект. В этом случае в обществе возрастает социальная напряжённость, возникает обстановка тревожного ожидания и неуверенности, у населения появляется чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами, наступает снижение работоспособности. В конечном итоге это создаёт предпосылки для социального взрыва, вызванного спровоцированным недовольством. Как правило, подобный социальный взрыв сопровождается аффективным поведением агрессивных толп.