Глава 3 Образование медно-порфировых месторождений
Образование медно-порфировых месторождений происходит в разные этапы развития складчатых областей: как до главных фаз складчатости, в связи с начальным магматизмом (на стадии островных дуг), так и после, в связи с формированием окраинно-континентальных вулкано-плутонических поясов. (Рис 7, 8)
Медно-молибден-порфировые месторождения в подавляющей массе формировались в мезокайнозойскую эпоху, продуктивность которой по молибдену (91,1 тыс.т/млн лет) и меди (3,8 млн т/млн. лет) в 20–30 раз превосходит по этим параметрам все другие эпохи. Выделяются три периода рудообразования: палеоценовый, эоцен-олигоценовый и миоцен-плиоценовый.
3 типа обстановок и рудоносных интрузий (Кривцов и др.,1986):
1) Области тектоно-магматической активизации древних кратонов (Канадские Кордильеры и др.), щелочные калиевые гранитоиды (щелочей более 15%), молибденовое оруденение.
2) Области магматических дуг – монцонитовые интрузии над зонами субдукции восточной части Тихого океана (андийский тип). Характерны: повышенная щелочность (4-14%), резкое
преобладание К. Молибденово-медное оруденение.
3) Островодужная – вдоль активной континентальной окраины западной части Тихого океана. Характерны: диоритовый состав интрузий, невысокая щелочность (K2O + CaO = 3-8%); K-Na; золото-медное оруденение.
Развитие медно-порфировых систем инициируется внедрением из куполов, расположенных в верхних частях нижезалегающих материнских плутонов, окисленных магм, насыщенных водными флюидами, богатыми серой и металлами.
Месторождения образованы гидротермальными системами, генетически и пространственно связанными с монцонитовыми, диоритовыми и гранитными комплексами. Минерализованные участки располагаются в зонах эндо- и экзоконтактов интрузий и сложены вкрапленными халькопирит-молибденитовыми рудами. Наиболее крупные месторождения с запасами руд больше 200 млн. т. ассоциируют с небольшими массивами.
В петрохимическом отношении рудоносные интрузивы разделяются на три группы: островодужная, магматических дуг и областей активизации. Первая группа развита вдоль активной континентальной окраины западной части Тихого океана (Японский тип). Для магматических пород характерны: диоритовый состав, невысокая щелочность (сумма К2О и СаО равны 3–8%), равное количество натрия и калия и повышенная золотоносность ассоциирующих с ними медно-молибденовых руд. Вторая группа представлена монцонитовыми интрузиями, расположена в магматических дугах над зонами субдукции восточной части Тихого океана (Андийский тип), для них типична повышенная щелочность (сумма щелочей 4–14% и резкое преобладание в их составе калия). С монцонитами связано вкрапленное медно-молибденовое оруденение. Третья группа встречается в областях тектоно-магматической активизации древних кратонов (например в Канадских Кордильерах), состоит из щелочных калиевых гранитоидов (сумма щелочей превышает 15%) и содержит медно-золотую минерализацию.
Таблица 1. Генетические типы медно-порфировых месторождений
Характеристика месторождений |
Собственно медно-порфировый и золото-медно-порфировый |
Молибден-медно-порфировый |
Медно-молибден-порфировый |
Молибден-порфровый |
Основные рудообразующие минералы (второстепенные типичные) |
Пирит, халькопирит, магнетит, борнит, (пирротин). |
Пирит, халькопирит, молибденит, (борнит, магнетит, галенит, сфалерит) |
Пирит, халькопирит, молибденит, борнит (сфалерит, галенит) |
Пирит, халькопирит, молибденит (пселит, касситерит) |
Состав метасоматических изменений и их зональность (от центра к периферии): К – калишпатизация, Б – биотитизация, С – серититизация и окварцевание (филлизиты), А – аргиллизация |
С – Б – П, С – А – П, Б – П |
Б – С – А – П, С – А – П |
К – Б – С – А – П, |
К – С – А - П |
Модель месторождений |
«Диоритовая», по В. Холистеру |
«Гранодиоритовая», по А. И. Кривцову |
«Монцонитовая», по Дж. Ловеллу и Дж. Джелберту |
«Гранитная» по К. Кларку и А. И Кривцову. |
Разработаны четыре генетические модели рассматриваемых порфировых месторождений: монцонитовая, диоритовая, гранодиоритовая и гранитоидная. (Табл. 1) Согласно монцонитовой образуются медно-молибден-порфировые месторождения, которые локализованы в малых интрузиях вулканоплутонических дуг зон субдукции. Рудоносные монцониты являются поздними дериватами полифазных магматических комплексов. Диоритовая модель характерна для медно-молибден-порфировых, обогащенных золотом, месторождений, формировавшихся в островодужных структурах Японского типа. Они ассоциируют с небольшими малоглубинными (2–3 км) диоритовыми интрузиями. Месторождения имеют зональное строение. Безрудное кварцевое ядро обрамляется кварц-серицит-биотит-мусковитовым чехлом с повышенной молибденовой вкрапленной минерализацией. За ним следует зона медных руд с пиритом, халькопиритом, борнитом и халькозином. Во внешнем ореоле отмечаются гнезда и вкрапленность пирита, магнетита и гематита.
Гранитоидная модель (тип Клаймакс) ассоциирует с интрузиями высококремнеземистых, богатых щелочами риолитов и гранит-порфиров. Они образовывались в пределах активизированных областей кратонов. Каждое месторождение расположено над интрузивным куполом и представлено чашеобразным телом штокверковых молибденовых руд, повторяющих форму интрузивного контакта. Многократному внедрению магмы соответствуют разностадийные рудные тела. Давление магмы было вертикальным. Это выразилось в образовании систем концентрических и радиальных даек, жил, сбросов и других структурных элементов. Рудообразующие флюиды выделялись непосредственно из магмы под давлением, превышающим на 150–250 Па лито-статическое. Они представляли собой концентрированный рассол (65% экв. NaCl) с температурой около 500°С. Формирование месторождений протекало в две стадии. В течение ранней функционировало две несмешивающиеся флюидные системы – магматическая и метеорная. Во вторую происходило выравнивание литостатического и флюидного давлений; происходил гидроразрыв; обе системы – магматическая и метеорная объединялись и протекали главные процессы рудоотложения. В пределах интрузива образовывалось четыре зоны метасоматических изменений (от центра к периферии): калишпатовая, кварц-серицит-пиритовая, аргиллизитовая и внешняя – пропилитовая. На ранней высокотемпературной стадии возникали и эндогрейзеновые ассоциации – магнетит-топазовая и гранатовая. Кроме того, независимо от позиции зон метасоматоза располагаются поздние кварцевые жилы.
Таким образом, рудоносные магмы представляли собой предельно дифференцированные расплавы, возникшие при фракционном плавлении мафических и средних минеральных образований верхней мантии и нижней части коры. На глубинах 600–3000 м в куполе магмы с силой отделялись рудообразующие флюиды. От давления возникала штокверковая гидравлическая система трещин, вместившая эндогенную минерализацию со средними концентрациями молибдена 0,1–0,3%.
Рис. 7. Зарождение порфировых интрузий в субдукционных обстановках.
Рис 8. Верхняя часть вулкано-плутоногенной структуры в зоне субдукции.
