Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общие проблемы философии науки.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
940.03 Кб
Скачать

6. Особенности научного познания.

Научное познание, будучи системой понятий и теорий, позволяет объяснить и предсказывать разнообразные явления, события. Объяснение и предвидение являются важнейшей функцией научного знания, за счет которых человек оптимизирует своё взаимодействие с природой, управление общественными процессами, сам процесс познания. Научное познание ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль. Достоверность научных знаний подтверждает экспериментальный контроль по получаемым знаниям и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.

Основная особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Наука также изучает и субъектную структуру деятельности, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе, и с особой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно и безграничность и ограниченность науки, поскольку человек как самодеятельное, сознательное существо обладает свободой воли, и он не только объект, он еще и субъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут быть исчерпаны научным знанием, даже если предположить, что такое всеобъемлющее научное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.

Особенности научного познания можно сформулировать таким образом:

  1. Научное познание систематизировано и является совокупностью организованных и упорядоченных знаний на основе строгих логических и теоретических принципов, при этом одни знания логически выводимы из других знаний.

  2. Научное познание стремится к постижению истины;

  3. Объективность научного знания, которая означает исключение субъективистских тенденций и произвола;

  4. Доказательность научных знаний, которая гарантирует его объективность и общезначимость через его тщательную эмпирическую проверку;

  5. Обобщенность и абстрактность научного знания, выражающаяся в форме теорий, действующих законов и процессов природы;

  6. Применение особых материальных средств познания: приборов, аппаратов, инструментов (научного оборудования);

  7. Построение и использование идеальных моделей для формирования научных теорий. Идеальная модель объекта теории строится с применением идеализации.

Научное познание является динамической системой включающей в себя деление наук на два больших класса - естественные науки о природе и гуманитарные, об обществе. Выделяются также фундаментальные и прикладные науки. В структуре научного познания особое место занимают: уровни познания (эмпирический и теоретический); формы познания (научный факт, теория, проблема, гипотеза); методы познания (эксперимент, наблюдения, анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, системный подход).

Наука и философия.

Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с современностью весьма слабо. Еще только вырабатывались, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания. В Новое время благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений - «философия - это наука» и «философия не является наукой» - имеет своих сторонников. Однако противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится. Во-вторых, в философию не допускаются необоснованное знание - так считает большинство философов. Это означает, что ценности науки являются вместе с тем и ценностями философии. В-третьих, научный характер философии не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Наука и искусство.

Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя -науку и искусство. Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании деятельности преследующего свои цели человека. Человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира.

Наука и искусство не только влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое - в области тайн природы, второе - человеческой души. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того - это его заглавная, извечная цель. Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство богаче, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.

Искусство веками накапливает ценности, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты - это кусочек пройденного пути. Срок жизни научного произведения мал, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.

Но наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта - правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлось только искусство. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе. И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства.

В прошлом столетии, когда наука, а вслед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи. Теперь же фронт исследований в наиболее развитых науках углубился до такой степени, что делать это трудновато.

Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать - настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее. Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли.

В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. В наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества. Как мы видим, признается глобальное воздействие научно-технической революции на все человечество, кроме художественной литературы - человековедения, хотя, разумеется, верно говорится, что цель ее в образной форме как можно полнее осмысливать и отображать проблемы своего времени.

В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция - вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества, но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный.

Наука и обыденное познание.

Процесс человеческого познания протекает двояко: как включенный в повседневную и разностороннюю практическую деятельность человека и как особенная деятельность, содержанием которой является производство особых знаний выходящих за пределы обыденной жизни.

Обыденное познание не систематизировано и представляет объем сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в производственной и повседневной практике. На основе обыденного познания возникли начальные формы научного познания, а затем отпочковались от него. С развитием науки и превращением ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления начинает оказывать все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения мира. Способность стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире ставит вопрос, о различии между ним и научным исследованием. Характеристики, отличающие науку от обыденного познания удобно классифицировать сообразно той категориальной схеме, в которой характеризуется структура деятельности.

Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны. Наука не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится, фиксировать свои понятия и определения.

В науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Объекты всегда даны человеку в системе определенных приемов и методов его деятельности. Но эти приемы в науке уже не очевидны, не являются многократно повторяемыми в повседневной практике приемами. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование "необычных" объектов, тем яснее и отчетливее проявляется необходимость в создании и разработке особых методов, в системе которых наука может изучать объекты. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и развивается мышление в процессе общения с культурой и включения индивида в различные сферы деятельности.

Наукой проводятся исследования не только обслуживающие сегодняшнюю практику, но и слои исследований, результаты которых могут найти применение только в практике будущего. Движение познания в этих слоях обусловлено уже не столько непосредственными запросами сегодняшней практики, сколько познавательными интересами, через которые проявляются потребности общества в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира.

Итак, при выяснении природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.