Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общие проблемы философии науки.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
940.03 Кб
Скачать

12. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: г. Галилей, ф. Бэкон, р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

Становление естество­знания как определенной системы знания, начинается примерно в XVI—ХVП вв. и завершается на рубеже XIX—XX Данный период можно разделить на следующие этапы:

1) этап меха­нистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.). Его предпосылки: переход от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало решения целого ряда технических задач. А это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика — в силу необходимости решения названных задач.

1.1) доньютоновский этап

1.2) ньютоновский этап

На данный этап приходится первая глобальная научная революция, создавшая новую картину мира.

2)этап зарожде­ния и формирования эволюционных идей (до конца XIX — начала XX в.).

На этот этап приходится Вторая глобальная научная революция ХVП в., связанная с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым новую — посленьютоновскую сту­пень развития механистического естествознания.

В учении Г. Га­лилея (1564—1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового механистического естествознания. В центре его на­учных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели боль­шое значение для становления механики как науки. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувствен­ный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и реальным или мыслен­ным экспериментированием, опирающимся на строгое количе­ственно-математическое описание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпо­сылках. Опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеализациях опыт, а не простое описание фактов. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы: аналитический и синтетически-дедуктивный. Аналитический метод – это прогнозирование чув­ственного опыта с использованием средств математики, абст­ракций и идеализации. С помощью этих средств выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию. Синтетически-дедуктивный метод, созданный на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые те­оретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей тео­ретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и рационального. Следовательно, отличительное свойство метода Галилея — построение научной эмпирии, кото­рая резко отлична от обыденного опыта.

Френсис Бэкон (1561—1626) — английский философ-материалист, основоположник эмпиризма и научной индукции - одним из первых за­метил начавшийся в XVI—XVII вв. активный процесс «вели­кой дифференциации». Он уловил, что единое ранее знание («преднаука») в силу экономических, поли­тических и иных причин начинает объективно расчленяться, раздваиваться на собственно философию и науку, т. е. на два самостоя­тельных и специфических образования.. Ф. Бэкон считает, что наука возникла как «триединое целое» (т.е. как система специализированного знания и его постоянного воспроизводства и обновления, социальный институт и форма духовного производства).

Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, создал предпосылки новой рациональной культуры и науки, создав новый рационалистический метод, основанием которого должен быть человеческий разум. В протяженной субстанции, или природе, как считает Де­карт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величи­ну (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как переме­щение, а не количественные или качественные изменения. Наукой же, изучающей величину, фигуры, является гео­метрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача — преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет универсальной наукой, тожде­ственной Методу. И создав систему координат, введя пред­ставление об одновременном изменении двух величин, из ко­торых одна есть функция другой, Декарт внес в математику принцип движения. Теперь математика становится формаль­но-рациональным методом, с помощью которого можно «считать числа, звезды, звуки и. т. д., любую реальность, устанав­ливая в ней меру и порядок с помощью нашего разума. Согласно Декарту, задача науки — вывести объяснение всех явлений природы из полученных начал, в которых нельзя усомниться, но устанавливаются эти начала философией. Поэтому его часто упрекают в априорном характере научных положений. Декарт отмечает, что представление о мире, которое даст наука, отличается от реального природного мира, поэтому научные знания гипотетичны.

Таким образом, в Новое время сложилась механическая картина мира, утверждающая: вся Вселенная — совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения, подчиненных законам классической механики; природа выступает в роли простой машины, части которой жестко детерминированы; все процессы в ней сведены к механическим. Механическая картина мира сыграла во многом положи­тельную роль, дав естественнонаучное понимание многих яв­лений природы. Для творчества учёных того времени, характерно построение целостной картины мироздания. Учеными не просто стави­лись отдельные опыты, они создавали натурфилософские си­стемы, в которых соотносили полученные опытным путем знания с существующей картиной мира, внося в последнюю необходимые изменения. Без обращения к фундаментальным научным основаниям считалось невозможным дать полное объяснение частным физическим явлениям. Именно с этих позиций начинало формироваться теоретическое естествозна­ние, и в первую очередь — физика.