Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
004.DOC
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
182.27 Кб
Скачать

Исследования ученых

Исследование Э.Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.

Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффек­тивности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в сво­их силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.

Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно вли­яет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).

У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных си­туациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристи­ках времени выполнения деятельности (1998).

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ

Аффект неадекватности неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неус­пех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.

Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от то­го, как складываются в процессе его жизни отношения между его притяза­ниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.

Основным признаком наличия аффекта неадекватности у подростков является проявление неадекватных реакций на неуспех, то есть его игнори­рование. Конкретнее это выглядит так: неуспех не снижает притязаний;

подросток абсолютно не допускает мысли о том, что причины неуспеха мо­гут крыться в нем самом, всегда винит в своих неудачах кого-либо другого или объективные обстоятельства; у него возникает чувство обиды и уверен­ность в том, что к нему несправедливы.

Такого рода аффект неадекватности возникает у детей подросткового возраста достаточно часто и является серьезным препятствием для правиль­ного, полноценного формирования личности. Так как такой аффект являет­ся барьером, отгораживающим личность от действительности, то под его влиянием у подростка формируются такие черты, как обидчивость, мни­тельность, подозрительность, замкнутость, агрессивность.

Самооценка в структуре личности делинквентного подростка

Делинквентный подросток подросток-правонарушитель.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадап-тации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепри­знанными являются представления о связи самооценки с делинквентным и криминальным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к вы­яснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завы­шенный или заниженный.

Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических ис­следованиях, является позиция о завышенной самооценке у подростков-делинквентов (С. Н. Хоружий, Е. А. Яновская, 1973) да и у взрослых право­нарушителей (А. Р. Ратинов, Н. Л. Константинова, Е. М. Собчик, 1979). Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, свя­занная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций, а при определенных условиях способствует проявлению и делинквентного поведения подростка (А. Р. Ратинов, 1983).

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экс­периментальных данных. По мнению сторонников этой точки зрения (Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1989), уровень самооценки у несо­вершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований с противоположными результатами, как считают названные авторы, являются методически некорректными.

Таким образом, имеется явное противоречие в современных данных по вопросу о завышенности — заниженности самооценки подростков-правона­рушителей. В науке часто, когда появляется такое «тупиковое» противоре­чие, актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противо­речия.

Мы полагаем, что на рассматриваемую проблему и создавшееся противо­речие можно взглянуть с иных концептуальных позиций. По нашему мне­нию, главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит в том, что самооценка у них всегда находится в противоречии с оценкой со­циума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если после­дняя достаточно адекватна). В этом и заключается пусковой механизм де-линквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, ког­да постоянно отсутствует реализация одной из фундаментальных потребно­стей человека — потребности в уважении, у подростка развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать посто­янно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, и подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве.

Одним из распространенных путей решения этой проблемы является пе­реход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности адекватна его самооценке или превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приво­дит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состо­янию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

Наглядно указанные концептуальные положения можно отобразить сле­дующим образом (см. рисунок).

Оценка О, меньше самооценки. Самооценка не находит опоры в данном месте социального пространства. Актуализация потребности поиска другой плоскости опоры в социальном пространстве.

02

Оценка О; адекватна самооценке (или боль­ше ее). В результате предпринятого лич­ностью поиска самооценка находит опору в социальном пространстве.

Интеракционный конфликт самооценки и его разрешение.

Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. (1989), контрнормативность ценностей характерна для групп подростков-делинквентов.

Однако описанный путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.

Контрнормативная шкала ценностей ценности, противопоставленные социальным, нормативным для социально ориентированной личности.

Нормативная шкала ценностей социально приемлемая и общественно одобряемая шкала ценностей.

Предлагаемый здесь механизм или концепция пускового механизма де-линквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компа­нии». По существу, такие попытки обречены априорно на неудачу, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — под­ростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемле­мую и отторгаемую им (а также, и даже, может быть, в первую очередь, отторгающую его) группу.

Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решить это педагогическое противоречие. Необходимо не просто пытаться вырвать под­ростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоми­нать при этом, что новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Вышеизложенный подход объясняет и те парадоксальные факты, когда подросток упорно «держится» за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не помогает подростку повысить свою самооценку. Однако в этом случае принадлежность к асоциальной группе позволяет удовлетворить его потребность во внешнем подтверждении само­оценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы—«шестерка», но для посторонних подростков—«авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем про­явления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]