
Испарение с поверхности малых водоемов по месяцам, %
Испарение с поверхности снега и льда
(возгонка). Процесс возгонки исследования
гораздо меньше, чем испарение с водной
поверхности. Возгонка имеет место,
когда упругость пара в воздухе над
снегом и льдом е меньше, чем
упругость пара
насыщающего пространство при
температуре испаряющей поверхности.
При постоянной относительной влажности
воздуха с повышением его температуры
абсолютная влажность увеличивается, а
разность упругости водяного пара
и
испарение уменьшаются. При некотором
значении температуры воздуха разность
равна нулю, то есть испарение прекращается.
Дальнейшее повышение температуры
воздуха приводит к тому, что абсолютная
влажность воздуха превышает упругость
пара, насыщающего пространство при
температуре испаряющей поверхности.
В этом случае происходит конденсация
пара (сублимация).
Испарение с поверхности снега и льда можно измерить с помощью цилиндрических сосудов различного диаметра и высоты. Эти приборы наполняют снегом и ставят в снег на уровне поверхности. По изменению массы прибора определяют количество испарившегося снега или сконденсировавшихся паров из окружающего воздуха. Точность таких измерений невысокая.
Испарение с поверхности снега при одной и той же температуре обычно меньше, чем испарение с поверхности льда. Объясняется это меньшей теплопроводностью снега, вследствие чего температура на его поверхности оказывается ниже, чем на поверхности льда. Соответственно интенсивность испарения со снега зависит от его плотности — на участках с уплотненным снежным покровом испарение интенсивнее, чем на участках с рыхлым свежевыпавшим снегом. Испарение с поверхности снега, мм/сут,
(6.9)
где
— скорость ветра на высоте флюгера,
м/с.
Если в формулу (6.9) подставить средние значения , е, не за одни сутки, а за и суток и полученный результат умножить на число суток, то получим испарение за суток. При определении испарения с поверхности снега за месяц и более продолжительные периоды обычно используют упрощенную формулу:
(6.10)
где
— число суток в расчетном периоде;
—
дефицит влажности воздуха на высоте 2
м, мб.
Расход влаги за счет испарения (возгонки) со снежного покрова или льда невелик по сравнению с испарением за летний период даже для северных территорий. Для европейской территории России слой влаги, расходующийся за счет процесса возгонки, составляет примерно 20...30 мм, то есть, как правило, не превышает 5 % годового испарения.
Испарение с поверхности почвы. Помимо основных факторов (температуры воздуха, скорости ветра и дефицита влажности, вычисленного по температуре испаряющей поверхности), рассмотренных ранее, на интенсивность испарения с поверхности почвы влияют и некоторые специфические факторы. Рассмотрим их подробнее.
В период дождя и после него, когда верхний слой почвы обильно увлажнен, испарение с почвы мало отличается от испарения с водной поверхности. Отличие заключается лишь в том, что почва перед дождем бывает сильно прогрета и поэтому смачивающая ее вода испаряется быстрее.
Когда дождей нет, расходуется вода, находящаяся ниже поверхности земли (в капиллярах почвы и в грунтовых водах). Таким образом, интенсивность испарения зависит и от дефицита влажности и от влажности почвы.
По мере увеличения засушливого слоя почвы испарение уменьшается. Испарение плотных почв, обладающих большей капиллярностью, сильнее, чем рыхлых. Определенное влияние оказывает цвет почвы, а также рельеф местности, в частности уклон и экспозиция.
Измеряют испарение с почвы с помощью почвенных испарителей.
Испарение с растительного покрова. Под термином «испарение с растительного покрова» обычно понимают совокупность транспирации и испарения осадков, задержанных кронами деревьев и листьями растений.
Транспирация растений зависит не только от климатических условий, но и от их вида и может изменяться в больших пределах. Транспирацию определяют с помощью почвенных испарителей, а для измерения транспирации крупных растений, корневая система которых превышает объем почвенного монолита в обычных испарителях, создают специальные установки, работающие по принципу весового метода.
Установлено, что осадки с крон деревьев и листьев растений испаряются гораздо медленнее, чем стекают по растениям. Поэтому этот вид расхода влаги измерить достаточно точно очень сложно и в балансовых водохозяйственных расчетах его практически не учитывают.
Суммарное испарение. Как уже отмечалось ранее, под терминами «суммарное испарение» или «испарение с суши» понимают совокупность испарения с почвы и испарения с растительного покрова. За рубежом обычно используется термин «эвапотранспирация». При составлении различного вида водохозяйственных балансов необходимо знать среднее многолетнее суммарное испарение.
Методы определения суммарного испарения. Обычно его определяют методом водного баланса, с помощью уравнения связи теплового и водного баланса, методом турбулентной диффузии, гидролого-климатическим методом и биоклиматическим методом.
Метод водного баланса. Из уравнения водного баланса, составленного для многолетнего периода при наличии надежных данных об осадках X и стоке Y, суммарное испарение определяют как разность этих величин:
(6.11)
По этому уравнению в Государственном гидрологическом институте была построена карта изолиний суммарного испарения (рис. 6.5), по которой достаточно точно можно найти искомое значение для водосборов с площадью более 6000 км2.
Уравнение связи теплового и водного баланса. Проанализировав экспериментальные данные относительно составляющих водного и радиационного балансов, М. И. Будыко рекомендовал определять суммарное испарение по уравнению
Е
(6.12)
где В — среднее многолетнее значение
радиационного баланса;
—скрытая
теплота испарения.
На основании этого уравнения и данных метеостанций об атмосферных осадках и радиационном балансе была построена номограмма (рис. 6.6), по которой достаточно просто можно определить искомое значение суммарного испарения.
Метод турбулентной диффузии. Этот метод основан на закономерности передвижения пара в приземном слое атмосферы, который в общем случае можно выразить следующим образом:
(6.13)
где
— плотность воздуха;
—
коэффициент турбулентного обмена;
—
градиент изменения парциального давления
водяного пара по высоте.
Рис. 6.6. Номограмма
для вычисления среднего годового слоя
испарения (
,
мм/год)