Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практ_Общепсихологический практикум#ф#cor.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать
  1. Методика «Свободный ассоциативный эксперимент».

Для проведения теста следует подготовить группу слов-стимулов в количестве 30–40единиц, относящихся к различным частям речи (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям).

Инструкция испытуемым. В ответ на предъявленное слово-стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову.

Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5–6 секунд, необходимых для записи реакции. При наличии соответствующей аппаратуры целесообразно фиксировать индивидуальное время ассоциативной реакции для его последующего анализа.

Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемого составляют таблицу. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары «стимул – реакция» по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции, в свою очередь, делятся на подгруппы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических.

Логические связи – это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть (например, «армия – солдат» или «болезнь – лечение»), то ставится любой опознавательный знак (типа галочки) в графу «Центральная логическая реакция». Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе «Периферическая логическая реакция» (например, «армия – танец» или «болезнь – еда»). Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении психических особенностей (заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.п.). Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов.

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией считается связь между разными грамматическими категориями, например, между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями («хороший – поступок», «дождь – идет»). Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории («хороший – плохой», «дождь – грязь»). Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций не менее 70 %. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, некотором инфантилизме мышления. Иногда это может быть следствием индивидуально-психологических особенностей испытуемого (например, правосторонней асимметрии мозга).

  1. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

Инструкция испытуемым. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности моторики рисующей доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка). По мнению Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально «всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-нибудь причине не осуществляется, то в определенных группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного (на представление – мысль) движения. Так, например, образы и мысли – представления, порождающие страх, вызывают напряжение в группах мышц ножной мускулатуры и мышц рук, что оказалось бы полезным (необходимым) в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук (ударить, заслониться).

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подъем падение и т.д. При выполнении рисунка лист бумаги (или полотно картины) представляет собой модель пространства и кроме состояния мышц фиксирует отношение к пространству, т.е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом (настоящим, будущим, прошедшим). Связано оно также с действительностью и идеально-мыслительным планом работы психики.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и планированием) и его осуществлением.

Правая сторона пространства впереди и вверху связана с периодом будущего и с действительностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, неуверенностью, пассивностью.

Правая сторона (соответственно доминантной правой руке) связана с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий. На этих закономерностях построены такие разработанные и статистически выверенные тесты, как «Рисунок человека» (Маховер), рисунок-тест «Дерево», «Миокинетика» Мира-и-Лопеса.

Соответственно тем же закономерностям можно анализировать любой свободный рисунок.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические положения оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест относится к числу проективных. Он не подвергается статистической проверке и стандартизации, поэтому анализируется аналогично свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательной форме.

По составу данный тест ориентировочный; как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования).

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного, вертикального листа (лист бумаги лучше брать белый или слегка кремовый, неглянцевый; карандаш средней мягкости; ручкой или фломастером рисовать нельзя).

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих; претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензии на признание.

Положение рисунка в нижней части листа – обратный показатель (неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению).

Центральная часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь). Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что планируется, обдумывается, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца. Испытуемый активно переходит к реализации своих установок.

Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, размышлению, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко нерешительность, боязнь активных действий (вариант отсутствия тенденции к действию или боязни активных действий следует решать дополнительно).

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.

Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе (дополнительно по другим показателям и их сочетанию следует решить, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания дополнительной оценки или только дает на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции: радость, гордость, обиды, огорчение и др., не изменяя своего поведения).

Приоткрытый рот в сочетании с языком и при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ – чувственность; иногда и то и другое вместе.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, трактуется как облегченность возникновения страхов, опасений, недоверия.

Рот с зубами – вертикальная агрессия, в большинстве случаев защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на обращение к нему отрицательного содержания и окраски, обсуждение или порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (в случае боязливости, тревожности).

Глаза – это символ присущего человеку переживания страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры в поведении; для мужчин – женственные черты характера; с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также означают заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой испытуемого одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих. Иногда на голове также располагают дополнительные детали:

  • рога – защита, агрессия (можно определить по сочетанию с другими признаками агрессии: когтями, щетиной, иглами и др.; характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный);

  • перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративности;

  • грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, иногда – ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размеру всей фигуры, по форме – основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения; опора на существенные признаки и значимую информацию; поверхностность суждения, легкомыслие в выводах и необоснованность суждения, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии «ног»). Следует обратить внимание на характер соединения «ног» (лап) с туловищем, корпусом (это характер контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями). Они могут быть соединены точно, тщательно, небрежно, слабо или не соединены вообще.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы «ног», лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решения, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или украшающими):

  1. Крылья, дополнительные «ноги», щупальца, детали панциря – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым утеснением окружающих; либо любознательность, «соучастие» в как можно большем количестве «мероприятий» окружающих, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий — соответственно значению детали-символа (крылья или щупальца и т.д.).

  2. Перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов – демонстративность, склонность к обращению внимания на себя, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты выражают отношение к собственным действиям или решениям, размышлениям, выводам, своей вербальной продукции, исходя из того, в какую стороны они повернуты. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена в направлении хвостов:

  • вверх – уверенно, положительно, бодро;

  • падающим движением вниз – недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение по собственному поводу, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.

Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные хвосты и т.д.:

  • вправо – по поводу своих действий или поведения;

  • влево – по поводу мыслей, решений, упущенного момента, собственной нерешительности.

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей и т.п.), прорисовки или затемнения линии контура (защита от окружающих):

  • агрессивная (выполнена в острых углах);

  • страх, тревога (имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии);

  • опасения, подозрительность (поставлены «щиты», «заслоны», линия удвоена и т.д.).

Направленность такой защиты соответствует пространственному положению:

  • верхний контур – против вышестоящих лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту (родителей, учителей, начальников);

  • нижний контур фигуры – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения;

  • боковые контуры — недифференцированная опасность и готовность к защите и самозащите любого порядка и в различных ситуациях; элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного»:

  • справа – больше в процессе реальной деятельности;

  • слева – защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается общее количество изображаемых деталей или только необходимое количество, чтобы дать представление о продуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей; просто примитивный контур или же щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкций – дополнительных деталей). Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничностъ, органика, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии: слабая, паутинообразная линия («возит карандашом по бумаге», не нажимая на нее). Противоположный же характер линии (жирная, с нажимом) не является полярным; это не энергия и тревожность. Особое внимание следует обратить на резко продавленные контурные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный высокий тонус рисующей руки), что означает резкую тревожность. Важно и то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж, небрежность, неаккуратность соединения, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип линий и т.п.) расценивается как при анализе пиктограммы. Сюда же можно отнести фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных (подобие льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, белки, кошки). Это отношение к собственной персоне, своему «Я», представление о положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой). В данном случае рисуемые животные – представители самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку. Начиная с постановки животного в положение прямохождения, кончая одеванием животного в человеческую одежду (юбку, штаны), включая похожесть морды на лицо, говорит об эмоциональной незрелости и степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессивности: режущие, острые клювы, зубы.

Следует обратить внимание на акцентировку сексуальных признаков (вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др.). Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Фигура круга (особенно ничем не заполненная) символизирует тенденцию к замкнутости, сокрытию своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки, как правило, дают ограниченные данные для анализа.

Резко и необычно обращает на себя внимание вмонтирование механических частей в живую ткань животных (постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, в тело и конечности – рукоятки, клавиши, антенны). Это наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов (редко).

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (лошади, собаки), к которому всего лишь приделана также «готовая» деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, собака с перьями, собака с ластами и т.д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок».

Название может содержать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегемот, мухожер). Другой вариант названия – смыслообразование с «книжно-научным», иногда латинским суффиксом (ратолетиус, натеолярия, парголорий):

  • первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации;

  • второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.

Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (лиошака, грятектор, лалио), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических звеньев в суждении над рациональным.

Наблюдается иронически-юмористические названия (риночурочка, де-вошпор, пузыреид) при соответственно ироническо-снисходительном отношении к окружающим.

Инфальные названия имеют обычно повторяющиеся слоги (трутру, лю-люка, кус-кус).

Склонность к фантазированию, чаще защитного характера, выражается непомерно длинными названия (аберосинотиклирон, гулобарниклетам-нежиния).