Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Качественно-количественный анализ самоописаний

Обратимся к анализу и интерпретации полученных данных, которые наиболее наглядно могут быть представлены в виде гистограмм (Рисунки 3.3.1, 3.3.2).

Первое, что обращает на себя внимание, — более полные самоописания суверенных (особенно девочек) и скудные описания депривированных (особенно мальчиков). У суверенных девочек среднее количество единиц самоописания составило 13,8, у мальчиков — 8,3; у нормально суверенных девочек — 8,7, у мальчиков — 5,6; наконец, в подгруппе депривированных у девочек этот

233

показатель составил 5,6, а у мальчиков всего 3,5 единицы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что суверенность сочетается одновременно с большей дифференцированностью Я-концепции и о том, что эта тенденция имеет фемининный характер, то есть во всех изучаемых группах дифференцированность самосознания выше среди девочек. Эти факты вполне согласуются с данными гендерной психологии (в частности, работами Э. Эриксона и В. А. Геодакяна) о предпочтительном развитии внутреннего мира по сравнению с инструментальным освоением внешнего у женщин [34, 195].

В подгруппе суверенных девочек представлены все выделенные нами категории, а у мальчиков отсутствуют альтруистические и агрессивные категории, то есть те, которые в основном регламентируют социальное взаимодействие. Это говорит о том, что личностные границы суверенных мальчиков, по-видимому, более прочны, чем у девочек, которые легко допускают в свой внутренний мир других людей и интегрируют их, как, впрочем, свое агрессивное и альтруистическое к ним отношение.

У суверенных девочек много информирующих категорий, много психологических и особенно много — позитивных. У суверенных мальчиков позитивные доминируют: таким образом, если девочки в своем самоописании разводят задачи информирования (самопрезентации) и самовозвышения, то у суверенных мальчиков представление себя в лучшем свете преобладает.

Суверенные обильно используют категории внутреннего мира («Я очень люблю мечтать и фантазировать» 1-Б-жен-С 54), («Иногда в моем внутреннем мире бывают большие перемены», «Иногда мне хочется замкнуться и жить в своем внутреннем мире» 2-Б-жен-С 46), («В себе я не разобрался (я это отложу до тех пор, когда не закончится активная стадия переходного возраста), но зато я активно пытаюсь разобраться в других» 1-А-муж-С 50), («Люблю где-нибудь посидеть в одиночестве и подумать о разных вещах» 5-А-муж-С 41). У девочек эта тенденция выражена сильнее, чем у мальчиков.

Для суверенных мальчиков, в отличие от девочек, присуще наличие агрессивных, асоциальных установок, что позволяет сделать вывод о компенсаторном стремлении к сверхсуверенности, которая по сути представляет психологическое преодоление

234

депривационных условий жизни («Я простой пацан (и), который любит выпить и погулять» 4-А-муж-С 44).

У суверенных также в соответствии с логикой и содержанием изучаемого понятия сильно выражено и вербально обозначено стремление к независимости, высокая чувствительность и негативное отношение к внедрению и насилию любого рода («Я всегда отстаиваю свою точку зрения, но уважаю мнение других» 3-Б-жен-С 50), «Не завишу от условностей», «У меня есть собственное мнение о жизни» 1-А-муж-С 50), («Я эмоционален, и некоторые на первый взгляд пустячные вещи могу очень тяжело переносить» 2-А-муж-С 38), («Я ненавижу, когда на меня орут, указывают и т. п., я ненавижу, когда мне угрожают» 7-Б-муж-С 38).

Рис. 3.3.1. Распределение категорий самоописания у девочек

Нормально (умеренно) суверенные, по-видимому, наиболее социально адаптированные подростки, также обладают своими особенностями самоописания. У девочек отсутствуют негативные категории, у мальчиков самоописания вообще отличаются бедностью: очень мало информирующих психологических категорий, а также — альтруистических и агрессивных. Указания на внутренний мир, признание собственной исключительности, также встречаются достаточно часто («Я считаю нужным сказать, что у

235

каждого реализованного человека есть своя точка зрения, вот как раз у меня она, точка зрения, особенная» 1-А-жен-Н 24), «Иногда, смотря телевизор, я вижу богатых, влиятельных людей, и я чувствую, что они ниже меня интеллектуально» 1-А-муж-Н 24).

Рис. 3.3.2. Распределение категорий самоописания у мальчиков

Обращает на себя внимание также способность умеренно суверенных психологически защищать себя («Я не раздражаюсь, когда я разговариваю по телефону, мои родители подслушивают мой разговор, но раздражаюсь, если за моей спиной стоят родители; я злюсь, если берут без спроса мои вещи, ломают» 11-Б-жен-Н 26), признание необходимости иметь тайны и секреты, осознание психологической интимности («У меня много друзей, но кому я могу раскрывать свои секреты, так это только своему лучшему другу, Кате Ф.» 6-А-жен-Н 24), («У меня куча тайн от мамы» 15-В-жен-Н 8). Для нормально сувереннных, особенно для девочек, характерно переживание единства мира, синергичность собственных интересов и желаний других людей, оптимизм («Но как ни суди, все равно мы все люди, и множество раз

236

мысли у нас всех совпадают, что и помогает нам общаться» 1-А-жен-Н 24), (Я легко переношу обиды и ссоры, потому что в итоге все со мной мирятся» 7-А-жен-Н 12).

Самоописание депривированных подростков также имеет свои особенности (хотя среди мальчиков было выделено всего два представителя этой подгруппы). Так, среди всех трех подгрупп депривированные выделяются наибольшей скудостью самоописания, что, скорее всего, свидетельствует и о недифференцированности Я-концепции в целом. В текстах девочек отмечаются альтруистические тенденции, которые зачастую сочетаются с неспособностью защитить свои собственные границы (феномен жертвенности отмечался нами в более ранних исследованиях как одна из культурных и гендерных особенностей женского альтруизма). Таким образом, у депривированных девочек отсутствует переживание целостности, единства и взаимодействия мира («Часто, переживая за других, советуя что-то, нередко забываю про себя» 6-Б-жен-Д-2), «Не знаю, как мои друзья, но я себя хвалить не буду, потому что я это не люблю делать» 7-Б-жен-Д 4).

Их тексты часто содержат прямое указание на факты неуважения со стороны других и сильной собственной реакции на это («Когда меня ругают, я сразу же начинаю плакать» 1-А-жен-Д-2), («Не люблю делать уроки и слушать лекции родителей по поводу моих поступков; мне также не нравится эта школа; еще мне не нравится моя одежда, потому что, когда ее покупают, приходится считаться с мнением моих родителей» 3-А-жен-Д-4), («Мне кажется, что по сравнению со мной все просто маленькие уроды» 5-Б-жен-Д-6).

У мальчиков вообще отсутствуют позитивные и альтруистические категории, что свидетельствует об отсутствии психологической компетентности и самопринятия: можно сказать, что мальчики-подростки себя не знают и не любят.

Итак, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза в основном подтвердилась. Действительно, Я-концепции детей с более высокой степенью суверенности психологического пространства демонстрируют более позитивное отношение к себе и терпимость к своим недостаткам. Для суверенных, в отличие от депривированных, характерно также более интенсивное использование психологических категорий самоописания, хотя во всех подгруппах доминируют информирующие

237

эмоционально нейтральные сообщения о себе. Суждения суверенных о себе и мире отличаются также большей согласованностью, а депривированные склонны противопоставлять себя другим людям.

Не вполне подтвердилась только гипотеза о большей дифференцированности категорий самоописания у суверенных: это утверждение верно относительно Я-концепции девочек и совершенно не подтверждается в подгруппе мальчиков.