Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Предпочтения (ранговые места) составляющих приватности у детей различного возраста

 

Ключевой элемент

4—7 лет

8—12 лет

13—17 лет

Уединение

1

1

1

Владение информацией

2

2

2

Контролировать место

3

4

5

Чтобы никто не мешал и не беспокоил

4

3

4

Тишина

5

6

6

Автономия/выбор

6

5

3

Итак, представления о приватности у детей изменяются параллельно изменению повседневного опыта, особенно в домашней и семейной среде. Обобщая результаты М. Вольфе, можно заключить, что на протяжении участка онтогенеза до подросткового возраста приватность меняет свое содержание с контроля над средовой стимуляцией в сторону усиления личностной свободы (субъектности).

Половые различия в переживании приватности

Еще при изучении особенностей установления дистанции И. Альтман показал, что: 1) девочки в раннем возрасте устанавливают более стабильную социальную дистанцию, что объясняется посредством их раннего приучения к правилам, 2) мужчины

175

обладают большим личным пространством, чем женщины, 3) и те и другие устанавливают большую дистанцию по отношению к мужчинам, чем к женщинам.

Отмечены и другие закономерности: у младших школьников дистанция между полами больше, чем у подростков, у младших девочек больше, чем у младших мальчиков, у подростков гендерные различия отсутствуют. Среди взрослых, как правило, лица различного пола размещаются ближе друг к другу, чем одного пола. Оба пола реагируют на внедрение в личное пространство, но при этом мужчины более чувствительны к сохранению своих границ. Смешанные пары также слабее раздражаются на вторжение извне, чем однородные, чисто мужские или женские.

Есть различия, касающиеся и поведения вне дома. Дж. и Е. Ньюсоны (J. Newson, E. Newson) показали, что поведение мальчиков и девочек 4 лет практически не различается как дома, так и вне дома [259]. Но с 7 лет девочки, в отличие от мальчиков: 1) чаще встречаются друг с другом вне школы, 2) лучше знают, чем занят кто-то из них, 3) чаще бывают в компании со взрослым. Р. Л. и Р. Х. Монро (R. L. Munroe, R. H. Munroe) обнаружили, что начиная с 9 лет мальчики начинают претендовать на то, чтобы находиться вне дома, не спрашивая на то разрешения, а матери чаще «проверяют» своих дочерей, чем сыновей [255]. И хотя мальчиков и девочек с одинаковой частотой загружают домашними поручениями, рутинная работа, например, остаться дома и присмотреть за маленькими детьми, чаще поручается девочкам. Ограничение свободы девочек и обеспечение большей свободы мальчикам — это не просто поддержка фемининности; по мнению С. Зегерт (S. Saegert) и Р. Харта (R. Hart), начиная с 6—7 лет девочки чаще оказываются компанией для матерей, которые интенсивно вовлекают их в круг женских обязанностей и ролей [269].

Данные М. Вольфе свидетельствуют о том, что начиная с 8 лет мальчики чаше описывают места вне дома, чем дом. А девочки с возрастом, напротив, все чаще отмечают предпочтительность дома и невозможность побыть там как проблему, в то время как для мальчиков особого драматизма в этом нет. Мальчики чаще отмечают важность контроля над местом, чем его приватность.

В пользовании замками и относительно стука в дверь отмечены кроссполовые закономерности: уважение приватности выше по отношению к родителям противоположного пола. Это уважение

176

раньше проявляется при пользовании туалетом и ванной, за тем — спальней. Девочки фиксируют нарушение приватности, если отец входит в ванную, начиная с 10—13 лет, у мальчиков это проявляется с 14—17. Дети обоих полов ограничивают владение помещением во время одевания, занятий туалетом и купания, но мать во время этих занятий допускается больше, чем отец. Девочкам при их вторжении реже, чем мальчикам, дают прямые указания.

Понимание приватности также различается в зависимости от пола: уединение и контроль над местом чаще отмечаются мальчиками, причем на протяжении подросткового возраста эти элементы приватности у них встречаются все чаще, в то время как для девочек они становятся все менее значительными. Это может быть объяснено меньшей потребностью в автономии, более частым присутствием агорафобии у женщин, большей толерантностью к скученности, большей телесной скромностью [216, 268, 269, 270]. Женщины более социализированы в отношении владения информацией как проявлением приватности, ритуалов приватности и ее удержания в нужных границах, а мужчины — в направлении автономии и свободы перемещения, причем выражают это понятие менее вербально и менее экспрессивно, чем женщины.