Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Суверенность социальных связей

Способность поддерживать, углублять и развивать межличностные отношения как ценность отмечалась всеми ведущими исследователями личности и общения: Р. Бернсом, Ч. Кули, Дж. Мидом, В. В. Столиным, Г. М. Андреевой, И. С. Коном [16, 113, 68, 17].

Значимые люди, отражая различные потребности человека, начинают включаться в психологическое пространство по мере разделения социального мира на «своих» и «чужих» и, по мнению И. С. Кона, также связаны с территориальным инстинктом: друг — это человек, живущий на той же территории, от которого не нужно защищаться, к которому можно безопасно для жизни повернуться спиной [17]. Референтная группа (группа авторитетных, оказывающих влияние на субъекта людей) представляет собой давно и подробно изученный предмет социальной психологии. Связь со значимыми людьми помогает лучше понять себя, способствует повышению самосознания. Социальная среда как подструктура среды выделялась раньше других подструктур, в частности, в работах У. Бронфенбреннера и Дж. Вулвилла, на которые мы уже ссылались [217]. Надежность отношений с другими предполагает возможность влиять на них, отвечать за них и самостоятельно контролировать.

Отсутствие суверенности в установлении социальных отношений приводит либо к отчужденности, либо к симбиотической зависимости. В диадических отношениях (а значимые другие практически всегда включены именно в диадические отношения) эти дистанционные отношения нередко сочетаются1.

117

Можно выделить несколько форм искаженных социальных контактов, которые свидетельствуют о нарушении дистанции. Так, может иметь место насильственное внедрение, когда ребенок или взрослый вынужденно общается с тем, кого он не выбирал себе в партнеры. Возможна и другая ситуация: человек лишен условий для нормального знакомства и взаимодействия с привлекающим его человеком и переживает в связи с этим одиночество и опустошенность. И то и другое на языке нашей терминологии свидетельствует о депривированности человека в отношении его общения.

В психологии среды и психологии приватности социальная депривация изучалась больше всего в связи с особыми условиями изоляции (в госпитале, тюрьме) или чрезмерной скученности (иногда там же). В обоих случаях человек не может прерывать или инициировать контакты и оказывается зависимым от среды.

Обращаясь к данным детской психологии, мы может обнаружить факты, свидетельствующие о том, что личные (не выбранные и не навязанные родителями) дружеские отношения у детей возникают на исходе дошкольного возраста, укрепляются в младшем школьном и достигают наивысшего расцвета в подростковом возрасте, когда «горизонтальные» отношения начинают доминировать над иерархическими. На протяжении всего этого периода ребенок отстаивает право на личных (а не общих или семейных) друзей. Неспособность защитить свои привязанности нередко в детско-подростковой, а иногда и взрослой среде оценивается как предательство и приводит к повышенной социальной конформности и инфантильности.

Суверенность социальных связей — необходимая предпосылка формирования пристрастности и избирательности в социальных отношениях, которые уводят человека от общения по типу «анонимной стаи» (К. Лоренц) и делают возможным «общение-встречу» (М. Бубер) [92, 24]. Без практики подобной избирательности не может возникнуть субъектного отношения к другому, а следовательно, не может быть достигнута психологическая интимность.

Можно выделить следующие функции суверенности социальных связей.

1. Установление отношений психологической интимности.

118

2. Начиная с некоторого возраста — установление сексуальной интимности.

3. Выбор референтной группы или значимого другого.

4. Развитие самосознания («зеркального Я»).

5. Обретение личной и социальной идентичности.

6. Принятие личной ответственности за отношения с людьми.