Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Суверенность физического тела

Существование и значимость этого измерения психологического пространства обосновываются в рамках этологии, психоанализа, телесноориентированной психологии, теории привязанности, а также подтверждаются эмпирическими данными о последствиях ранней материнской депривации, физического насилия и жестокого обращения с детьми. Среди исследователей, которым мы больше других обязаны осознанию телесности как важнейшего условия гармоничного развития, можно назвать Э. Гуссерля, В. Райха, А. Лоуэна, Дж. Боулби, М. Малер, А. Валлона, Э. Эриксона, у нас в стране — А. Ш. Тхостова, А. И. Захарова [42, 119, 195, 171, 118].

Первое измерение, которое возникает в онтогенезе и служит основой первичной идентификации субъекта, это его собственное тело. Понятно, что человек открывает его раньше другой реальности и учится им пользоваться благодаря развитию сенсорики и моторики. Насилие над телом может выражаться во фрустрации базовых потребностей в пище или комфорте; насильное кормление, неудобная поза, жестокое обращение — все это различные формы внедрения в личное жизненное пространство человека. В рамках теории приватности принято считать, что приватность начинает возникать только после младенческого периода, однако с этим трудно согласиться. Данные психосоматики, телесноориентированной психологии, психоанализа, эмпирические материалы, касающиеся ранней материнской депривации, свидетельствуют о том, что именно прочность телесных границ, возникающая как результат диалогического ненасильственного взаимодействия с миром в течение младенчества, становится основой самоидентификации субъекта.

107

Э. Гуссерль полагал, что телесность играет главенствующую роль в структуре пространственного опыта человека. ««Здесь» — это место, где нахожусь я со своим телом, точнее, это — мое тело. Что такое «там»? «Там» определяет себя через «здесь». Если нет «здесь», то нет никакого «там». ...» Там» — это место, где находится не-мое тело, вернее это не-мое тело. Поэтому превращение «там» в «здесь», то есть достижение «там» означает превращение не-моего тела в мое, в продолжение моего тела... Поэтому превращение не-моего тела в продолжение моего тела означает его превращение в мое орудие» [82, с. 104].

Телесность играет в онтогенезе психологического пространства следующие функции.

1. Установление контакта с собственными потребностями и частями тела (самопринятие).

2. Установление контакта с окружающей средой (предвосхищение изменений и получение обратной связи).

3. Обеспечение базового доверия к миру.

4. Развитие субъектности (независимости от среды и ее изменений).

5. Возможность исследовательской и конструктивной деятельности (целеполагание и «личное действие»).

6. Возможность освоения территории (в эгоцентрической системе ребенка отсчет пространственных координат начинается от себя).

7. Возможность устанавливать длительную, надежную привязанность.

Обобщая эти функции, можно вспомнить известное высказывание З. Фрейда о том, что тело — это судьба.

Соответственно, в случае невозможности ребенка открыть и «присвоить» собственное тело (деперсонализации) оно может продолжать восприниматься как объект отчужденный, находящийся за пределами психологического пространства, в результате чего могут развиваться личностные и межличностные патологии, проявляющиеся в нечувствительности к телесной информации, пониженной болевой чувствительности, ригидности, закрытости от мира, задержанном познавательном развитии. Возвращение образа собственного тела посредством специфических методик, в частности, маскотерапии Г. Назлояна, используется при реабилитации больных с деперсонализацией.

108

Интеллект детей, которые, чаще всего по причине ранней материнской депривации, не смогли овладеть собственной телесностью, даже во взрослом возрасте характеризуется неумением вообразить целостный образ события, длительным сохранением наглядно-образного мышления. У них нарушена функция планирования, в том числе и в социальном мышлении, потому что они не могут представить цель действия.

Развитие субъектности также имеет свои особенности: у детей практически полностью отсутствуют собственные желания, они сильно нуждаются в похвале, одобрении. Зависимость от других отражается и в развитии речи: дети часто употребляют сослагательное наклонение, не используют формы первого лица, что тоже говорит о нарушенной субъектности.