Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Персонализация в теории приватности

Персонализация — это еще один важный механизм поддержания приватности (наряду с личным пространством и территориальностью), который позже стал исследоваться как самостоятельное

87

явление. Конечно, он связан с территориальностью. И. Альтман дает следующее определение: «территориальность — это механизм регуляции границ между собой и другим, включающий персонализацию и обозначение определенного места или объекта и уведомление о «владении» им отдельным индивидом или группой. Персонализация и владение имеют целью регулировать социальную интеракцию и удовлетворение различных социальных и физических потребностей. Нарушение другими границ персонализированной территории может вызвать защитные реакции со стороны владельца территории» [184, с. 10]. Более кратко, территориальное поведение — это механизм регулирования границ и персонализации через маркировку места или объекта коммуникации как «своего».

Определяя территориальность человека, многие исследователи отмечали необходимость обозначения участка его владельцем: человек не только испытывает воздействие среды в лице собственной территории, он также представляет самого себя в этой территории, наделяет ее своими проецируемыми качествами и таким образом делает эту территорию не анонимной, а индивидуальной, личной. И если при определении территориальности центральным понятием оставался участок как объект присвоения, то персонализация «отсчитывается» от субъекта, это «показ себя» с помощью среды. Персонализация может пониматься как число изменений, которые человек осуществил в своем окружении, как способ воздействия на окружение с целью преобразования его в свое, как возможность оставить свой индивидуальный отпечаток на окружении. И. Альтман писал, что, «персонализируя среду..., человек ставит свой индивидуальный отпечаток на нее, информирует других, где его место начинается и кончается, а также представляет миру свои ценности и убеждения» [184, с. 11]. Таким образом, помимо объективной, участок обладает еще и субъективной ценностью.

По степени персонализированности можно выделить несколько типов территорий. Первичная (например, место сна) — это территория, длительное время находящаяся под контролем одного человека, она существенна для него, и внедрение связано с переживанием угрозы личной идентичности. Вторичная (например, стол на работе) — это менее существенная для человека территория, которой пользуются временно или периодически и,

88

хотя она также ощущается «своей», контроль над ней неполон. Вторичная менее эксклюзивна, иногда воспринимается как «ничья», «неохраняемая» — например, середина улицы. Публичная территория — это место, на которое у каждого есть право, которое не «прикреплено» к определенному субъекту, как, например, парк, улица, площадь, место в вагоне метро и т. д.

На основе проведенного опроса И. Альтман выделил 6 основных способов персонализации среды с точки зрения ее целей и средств.

1. Представление своей связи (любви, уважения, наличия общей группы) с конкретными людьми (вывеска фотографий членов семьи и родственников, а также просто известных людей).

2. Представление своих ценностей (политических, философских, духовных) путем вывешивания лозунгов, плакатов, икон и других знаковых маркеров.

3. Представление своей эстетической направленности путем экспозиции рисунков, живописи и др.

4. Указание на определенное событие или значимый отрезок времени (экспозиция карт, календарей, вырезок из газет).

5. Демонстрация вещей, указывающих на склонности человека и качество его досуга (спортивные принадлежности, плеер, компьютер).

6. Представление своих групповых интересов (посредством вывешивания плакатов, реклам кумиров, спортивных команд, артистов и др.).

Невозможность персонализации места приводит к переживанию деперсонализации, чувству неподтвержденности, отчуждению человека от среды. Обобщая данные разных исследователей о функциях персонализации среды, А. Джилл (A. Gill) выделяет следующие. Персонализации — это:

• «проекция» личности в среду, дающая ощущение уверенности, защищенности, пребывания в своей среде;

• преемственность, чувство постоянства, связанности со своим прошлым, своей группой;

• фактор адаптации к новой среде — возможность взять с собой в новый мир часть старого (в больницу или детский сад — личную вещь или игрушку), что облегчает приспособление к ней [231].

89

Чем сильнее персонализирована территория, тем более острой оказывается реакция на нарушение ее границ, что неудивительно, если смыслом персонализации как формы приватности является поддержание идентичности. Для обозначения нарушений границ за рубежом используется множество терминов (violation, invasion, contamination, obtrusion, encroachment), изобилие которых свидетельствует о сензитивности к вторжению и тонкости нюансировки реакций на него. Таким образом, можно заключить, что установление дистанции и определение границ личного пространства, территориальность, персонализация, — все эти формы реализации стремления к приватности служат тому, чтобы увеличить возможности контроля над физическим и социальным окружением и обеспечить субъекту максимальную свободу выбора. К настоящему времени приватность рассматривается не просто как механизм взаимодействия человека и среды; она понимается как предмет одной из существенных человеческих потребностей.