Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Глава 1 Теоретико-методологические основы субъектно-средового подхода

Психологическое пространство личности как основное понятие реализуемого нами подхода естественно возникло из практики, однако в истории психологии и культуры в целом мы можем проследить появление идей, определивших методологию и предваривших излагаемые исследования. Частично они появились в результате дискуссии между сторонниками феноменологического и эмпирического подходов, которая в неявной форме прослеживается также и в психологии личности, и в психологии среды. Поскольку мы стремились к интеграции основных достижений феноменологического и средового понимания личности, представляется весьма полезным: проследить основные моменты встречного движения друг к другу этих областей знания, движения, ключевым моментом которого является ответ на вопрос о соотношении в психическом внешнего и внутреннего и, как следствие, — о содержании и проявлениях субъектности в психологической реальности.

1.1. Проблема внешнего и внутреннего в философии и психологии

В современной психологии топологические категории использовались для описания внутреннего мира человека практически с самого начала существования нашей науки, что обусловлено феноменологической природой субъективного, недоступной никакому иному описанию, как только через уподобление его объективному. Концептуализируя эту уже существующую практику, мы предлагаем изучать личность, ее особенности, индивидуальное и социальное бытие, используя понятие «Психологическое

12

пространство личности», в рамках подхода, который можно назвать субъектно-средовым. Однако прежде чем перейти к теоретическим и частноэмпирическим данным, подтверждающим его конструктивность, необходимо кратко коснуться общефилософского контекста появления обсуждаемого термина, в котором наиболее существенной для нас представляется проблема субъекта, как она решалась в классической и отечественной философии. Именно проблема субъекта позволяет уточнить основные онтологические (какова природа психологического пространства) и гносеологические (как она может быть изучена и понята) положения развиваемого нами подхода.

Существует множество определений субъекта. Субъект и объект (лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, и objectum — предмет) — фундаментальные категории философии: субъект определялся как носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта, то есть не совсем привычно для современного взгляда объект находился в зависимости от субъекта и был лишен самостоятельной сущности [124].

Согласно Д. Н. Ушакову, субъект — это тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от того, на что направлены мысль и действие [168]. Субъектом можно обозначить также человека как носителя каких-либо качеств. Философская энциклопедия отмечает, что, хотя понятие это использовалось уже Аристотелем, только с XVII века оно начинает применяться для обозначения психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому — не-Я, предмету или объекту. В психологических словарях статья «субъект» нередко вообще не представлена [17].

Проблема субъекта в философии более, чем другие узловые моменты, важна для психологии личности, потому что в зависимости от ее понимания и решения мы изменяем взгляд не только на генезис и феноменологию личности, но и на способы ее изучения. Как в истории человечества, так и в истории науки мы можем проследить три существенных момента: возникновение из нерасчлененной целостности субъект-объектного противостояния как одной из существеннейших бинарных оппозиций, его дальнейшее усиление и поляризация и наконец, диалектический

13

синтез. Эти моменты мы можем обнаружить как в самом человеческом бытии, так и в науках о нем.

Неоднозначно понимание субъекта, как различны взгляды на его возникновение в истории [84]. А. Н. Леонтьев полагал, что субъект — это носитель жизни и способности психического отражения, и писал об этом так: «...переход от тех форм взаимодействия которые свойственны неорганическому миру, к формам взаимодействия, присущим живой материи, находят свое выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта — с другой» [84, с. 165]. Таким образом, субъект — это все живое. Однако существует также точка зрения, согласно которой субъект-объектное противостояние возникло исторически только с появлением сознания: все, что может быть отражено, оказалось объектом, а поток сознания, направленный на объекты, стал принадлежностью и отличительным признаком субъекта.