Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
монографія С.К. Нартова-Бочавер.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Идентификация – сепарация как механизм развития личности в теории объектных отношений

В рамках других, более современных модификаций психоаналитических теорий ценными для нашего исследования являются категории отчуждения и обособления, а также сепарации, которые развивались в основном в работах М. Кляйн и М. Малер, посвященных онтогенезу объектных отношений [67]. Идеи приближения к миру (вплоть до слияния с ним) и удаления от него (вплоть до отчуждения) являются сквозными: идентификация исепарация рассматривались как диалектически связанные между собой механизмы развития личности, а интроекция и проекция, также имеющие противоположные направления, — как основа социализации и развития Эго. Эти динамические явления могут описываться на языке как чувств, так и аллегорий, на символическом языке предметов и вещей — «хорошей» или «плохой» материнской груди, принимаемых или отвергаемых частей собственного тела. По наблюдениям М. Кляйн и М. Малер, эмоциональная депривированность ребенка в раннем детстве может приводить к закреплению таких черт, как, например, жадность или аутистическая отчужденность, которые отражают тенденции к расширению или обороне границ психологического пространства.

М. Малер считала постепенное отделение от матери (самого существенного объекта внешней среды) естественным и необходимым процессом, в котором можно выделить четыре этапа, связанных с ускорением или замедлением сепарации. Первый этап (нормального аутизма, от 0 до 3 месяцев) характеризуется отсутствием собственного отношения ребенка к матери: младенец не различает внешние и внутренние стимулы и не чувствителен к обращениям взрослого. Но благодаря постоянному вниманию матери, ее заботе и уходу он переходит к следующему этапу — фазе нормального симбиоза.

На этом этапе мать и ребенок существуют в диадном единстве: ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Его Эго воплощено в фигуре матери, но начинают возникать и представления о своем физическом Эго. Удовольствие или неудовольствие от удовлетворения физических потребностей формирует первый эмоциональный опыт младенца. Это очень важный этап в становлении личности. Некоторые психические отклонения (шизофрения, аутизм) М. Малер объясняла отсутствием фазы нормального симбиоза в жизни ребенка, которая при обычном развитии продолжается от 3 до 6—7 месяцев, после чего наступает следующий этап отделения от матери.

Третий этап (автономного функционирования) продолжается от 7—8 до 20 месяцев. В начале этого этапа мать является для ребенка опорой и источником эмоциональной поддержки, которая осуществляется через физический контакт. Затем ребенок начинает самостоятельно ходить, что позволяет ему физически отдаляться от матери и поддерживать с ней лишь сенсорную

48

связь (то есть видеть и слышать). Самостоятельные действия приводят ребенка к осознанию своей отдельности, самостоятельности и в то же время к ограниченности своих возможностей. Это приводит к третьей, критической, фазе, которую М. Малер назвала кризисом приближения. Здесь сталкиваются две тенденции: стремление соединиться с матерью (слиться с любимым объектом) и страх потерять свою автономию, протест против нарушения самостоятельности. Большинство детей естественно преодолевают кризис приближения и могут спокойно действовать на относительной дистанции от матери.

Четвертый этап, продолжающийся приблизительно до двух лет, назван периодом консолидации индивидуальности. Переживаемая константность себя и матери, возникающая на этом этапе, делает возможным овладение речью, усвоение образцов поведения взрослых, выражение своих желаний и фантазий в символической игре. Эмоционально-объектная константность позволяет интегрировать «хороший» и «плохой» образ матери в единое представление, не зависящее от ситуативных обстоятельств.

Согласно теории объектных отношений, надежная привязанность способствует чувству доверия к миру и уверенности в себе, а эмоциональная депривация стимулирует усилия по самоутверждению, которые могут иметь не только конструктивный, но и деструктивный характер и переходит во взрослый возраст человека. Таким образом, теория объектных отношений связывает целостность личности как субъекта действия с опытом сепарации от главного объекта жизненного пространства — матери.