Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Огонь в погребальном обряде культуры мохэ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
82.43 Кб
Скачать

Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике

В погребальном обряде мохэ существуют три основных способа захоронения: вторичный захоронения, первичные и обряд кремации. Все три способа существовал одновременно. В целом, по подсчетам исследователя Д.П. Болотина, обряд кремации занимает 4-5 % из числа всех погребений. Скорее всего, обряд кремации - тюркский компонент в культуре мохэ, т.к. он был широко распространен с древнейших времен среди тюркских народов. Позднее он бытовал у чжурчжэней, у народов северо-восточной Азии - коряков, нивхов.

Одной из особенностей погребальных сооружений у амурских племён является разведение огня в пустой, видимо, только что выкопанной могильной яме. Аналогий этому в амурских памятниках нет, но они есть в памятниках тюркского времени в Сибири. Так, при описании Тесинского могильника на Среднем Енисее Л.А. Евтюхова подчёркивала, что в погребении кургана 6 из Теси «все стенки погребальной ямы были сильно прокалены под действием сильного жара» [6].

Среди находок мохэских могильников большое место занимают обгоревшие кости животных. Это остатки сожженной пищи. Этот обычай прослеживается вплоть до этнографической современности. П.П. Миткевич наблюдал этот обычай у нанайцев: «Нанайцы сжигают на костре, разложенном в головах гроба, вино, лепешки, табак. Все вещи, которые кладут в гроб, непременно разбиваются или ломаются» [8].

Остатки углей и угольные вкрапления были обнаружены в заполнениях могил таких памятниках, как могильник у с. Марково, могильник у с. Новопетровка Амурской области, Завитинский могильник, могильник у пос. Найфельд Еврейской автономной области - на р. Икур, могильник на р. Кочковатке. Также в некоторых могилах памятника Липовый Бугор зафиксированы следы огня [7].

На Троицком могильнике отмечено два вида кострищ: одни разводились над могилой после ее засыпки, вторые - в яме, до того как туда опускали покойника [6].

Так, например, в погребении № 124 на поверхности могильного пятна был обнаружен слой угля, под ним -- обгоревшие черепа лошади и свиньи, под которыми находилось вторичное погребение. Видимо, после того, как засыпали могилу, на неё перенесли часть углей от жертвенного костра, забросали ими остатки пищи от поминок (головы съеденных лошади и свиньи), затем все снова присыпали землёй [6].

Исследованные на Троицком могильнике внутримогильные деревянные конструкции представлены лишь обугленными плашками и прокалами стен и, реже, дна могил. При этом, как правило, ни погребальный инвентарь, ни кости человека следов пребывания в огне не имеют. В исследованных в 2007 году вторичных погребениях только в 2 из них(275 и 286) найдены мелкие кальцинированные косточки (пепел), принадлежность которых человеку или животному однозначно не определяется. В погребениях номер 27 и 277 имеются следы сильного огня в виде мощных пятен прокала ярко-красного цвета. Эти факты позволяют сделать вывод, что останки человека и вещи укладывали в могилу после сожжения облицовки ее стен или рамы-обкаладки. В тех случаях, когда дерево в могиле еще тлело, а захоронение уже совершалось, на костях появлялись следы сожжения. Предварительное сожжение деревянных конструкций внутри могилы таким образом можно рассматривать как его порчу по аналогии со сломанными вещами [5].

В целом существует две основных точки зрения на причину использования мохэ огня в погребальном обряде. Так, по мнению Е.И. Деревянко, применение огня связано с верой в огонь как очистительной силы. Таким образом, захоронение очищалось огнем [5]. Вторая гипотеза связывает применение огня с тем, что с помощью костра мохэ отогревали почвы для сооружения могил в зимнее время [1]. В 2005 году авторами раскопок был проведен эксперимент, который подтвердил еще одно возможное назначение огня - то, что огонь применялся для облегчения копки тяжелого грунта.

Анализ захоронений на Троицком могильнике показал, что большинство погребение являлись вторичными с небольшим количеством костей человека и вещей, сложенных в неглубокие относительно древней дневной поверхности могилы. Современная стратиграфия террасы, где расположен могильник, в местах отсутствия погребений следующая: 1) дерновый слой до 10-12 см; 2) слой тяжелого суглинка; 3) глина тяжелой упаковки; 4) слой комковатой глины; 5) аллювиальный песок.

Гипотеза авторов раскопок заключалась в следующем. Во-первых, все вторичные захоронения совершались в теплое время года. Во-вторых, во время копки могильной ямы, возможно, после снятия дерна и относительно рыхлого суглинка, в яме разводился костер, после прогорания, которого слой плотной глины легче поддавался копке. При разборе заполнения в них часто встречались прокаленные стенки, в выкидках грунта из них фиксировались включения отдельных угольков и прокаленных частичек и комков глины и, иногда наблюдался пепел. Гораздо реже прокал сплошным прослоем наблюдался на дне могилы.

Для проверки гипотезы на свободном месте свободном от могил в центральной части террасы (ближе к северному краю, обрывающейся к пойме р. Белой) были выкопаны две ямы (60*60 см), расположенные рядом друг с другом. Глубина ям примерно 20 см. В обеих ямах выбор грунта производился до уровня плотной глины. В обоих случаях при ударе о глину железная лопата издавала звон. Для того чтобы углубиться в данный слой глины, нужно было приложить достаточно большие усилия. В мохэской культуре западного Приамурья находок лопаты пока не было. Возможно, для копки земли могли использовать деревянные лопаты, мотыги. Нельзя исключать и применение железных лопат, которые хорошо известны у бохайцев. Троицкая группа мохэ - это результат смешения пришлых бохайцев (сумо мохэ) и бэй шивэй - носителей михайловской культуры. У последних в хозяйстве известны железные, каменные и костяные мотыги, а также чугунные кельты, которыми можно успешно рыхлить землю.

Одна из выкопанных ям была оставлена для контроля, в другой разведен огонь. Активное горение костра поддерживалось около трех часов. Затем угли были оставлены на сутки. Через 24 часа в яме образовался слой пепла серого цвета с отдельными угольками толщиной около 10 см. во время его выборки из ямы наблюдались отдельные тлеющие угольки. После очистки ямы от остатков костра было уставлено, что стенки ямы прокалены примерно на 3 см и закопчены. Они легко поддавались зачистке. Затем было прокопано дно ямы. Плотный глиняный слой в результате пожога «выгорел» вглубь примерно на 12 см. он легче поддавался копке только при помощи рук, без нажима на лопату ногой, легко кололся на отдельные комки, то есть его плотность уменьшилась. В контрольной яме, несмотря на прошедший небольшой дождь и некоторое увлажнение ее дна, слой глины можно было выбирать, прикладывая значительные усилия (при помощи нажима на лопату ногой). В яме с пожогом после прохождения 12 см обожженной глины опять пошла плотная глина. Возможно, большее количество времени активного горения костра позволяло увеличить мощность отожженного слоя. Другой вариант - повторный отжиг.

Таким образом, участники похорон при сооружении могил, большая часть которых располагалась в слоях плотной глины или ниже их, в том числе и для вторичных захоронений, совершаемых только в теплое время года, использовали их отжиг для облегчения копки тяжелого грунта[5].

огонь могильник погребальный обряд