
- •5. Факторы (причины) возникновения первых деспотий в Нижней Месопотамии (с.45–46).
- •8. Что представляла собой с упорядоченная система ирригации в Нижней Месопотамии в IV тысячелетии до н.Э. (с.57–59).
- •9. От напоминательных знаков к клинописи. Язык и население нижней Месопотамии в IV–III тыс. До н.Э. Периодизация древнейшей истории Нижней Месопотамии. (с.59–62).
- •Протописьменный период (2900–2750 гг. До н.Э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750—2310 гг. До н.Э., с тремя подпериодами).
- •10. Протописьменный период ((2900–2750 гг. До н.Э.): общество и экономика (с62–63).
- •12. Экономика и общество и государство в Нижней Месопотамии (по документам Лагаша XXV–XXIV вв. До н.Э.) (с.68–72).
- •Государственное устройство. Акты централизации.
- •14. Политика Гудеа (с79–80).
5. Факторы (причины) возникновения первых деспотий в Нижней Месопотамии (с.45–46).
Правители отдельных номов или городов создавали свои дружины, независимые от народных собраний и советов старейшин, что позволило создать деспотическую, т.е. не ограниченную никакими другими законными органами, единую царскую власть, и при этом в пределах всей ирригационной сети Нижней Месопотамии – страны между реками Тигр и Евфрат. (Многочисленные русла Евфрата позволили создать экономически независимые «номовые» государства)! То есть играет фактор природных особенностей. Кроме того, происходило подчинение соседних номов и укрупнение военно-бюрократического слоя за счет присоединения управленцев соседних номов.
Возникла необходимость содержания армии – храмовое хозяйство поглощалось государственным. Соответственно в государственном секторе создается единое царское илотское хозяйство.
Частные хозяйства внутри общинного сектора все же сохраняются. Но содержание государства за счет эксплуатируемого рабского труда оказывается нерентабельным: оно требует надзор. Государство переходит на систему взимания прямых налогов и даней со всего населения. Различие между государственным и частно-общинным сектором заключается в характере собственности: владение государственной землей не связано с собственностью на нее. Характерная черта: сосуществование двух экономических секторов – государственного и общинно-частного при преобладании первого.
6. Общее и различное в хозяйствах на государственной и общинной землях Шумера(С.46).
Общее: и на государственной, и на общинной земле ведутся совершенно однотипные частные рабовладельческие хозяйства.
Различие: в характере собственности: владение государственной землей не связано с собственностью на нее.
7. Основные черты второго пути развития древний цивилизаций (С.47–48).
Другим вариантом развития сложился в долине Нила – в Египте. (Если Шумер пересечен отдельными самостоятельными руслами Евфрата, от которых можно было отводить многочисленные независимые магистральные каналы, и тут не создавались, но долго сохранялись и после кратковременных объединений вновь возрождались мелкие «номовые» государства)
то весь Верхний Египет вытянут узкой лентой вдоль единой водной магистрали—Нила; из-за того, что номы Верхнего Египта примыкали цепочкой друг к другу, стиснутые между Нилом и скальными обрывами на краю пустыни, многосторонние политические группировки, которые давали бы возможность, используя многостороннюю борьбу и соперничество соседей, обеспечивать отдельным номам с их самоуправлением достаточную независимость, здесь были неосуществимы.
Столкновения между номами приводили к их объединению «по цепочке» под властью сильнейшего. Появляются единые цари с признаками деспотической власти над отдельными номами и всей страной. По всей вероятности, в Египте раннего периода тоже существовали параллельно государственный сектор (храмовые и царские, может быть, также и вельможные «дома») и общинно-частный сектор, но в дальнейшем, как кажется, общинно-частный сектор был без остатка поглощен государственным.
Существование общины свободных граждан, независимых от государственных хозяйств. Это не мешает тому, что и в пределах государственного сектора здесь возникают отдельные хозяйства, экономически автономные.
Общее с Нижней Месопотамии: ведение огромных рабовладельческих хозяйств царской властью в конце концов оказывается нерентабельным.
Но в Египте развитие рабовладельческих хозяйств происходит на государственной земле и эти частные хозяйства черпают рабочую силу из государственных фондов, помимо того, что они имеют и собственных рабов.
Работникам вменялось в обязанность выполнение определенного урока на хозяйство, которому они были подчинены, произведенное сверх урока могло поступать в их пользу с правом распоряжаться этой долей продукта. Однако это имущество не следует рассматривать как собственность, а как условное владение (пекулии);
патриархально- зависимые лица, и классические рабы, тоже могли распоряжаться своим пекулием, а рабы могли даже копить средства на свой выкуп у хозяина.