
Комментарий к тесту
Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):
при наличии шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»
ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»
кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»
на голове шляпы в виде квадрата или треугольника водном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»;
при наличии «шляпы» во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?
полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»
одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»
одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли духи?»
изображение кружка на теле человечка: «В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».
Теоретический комментарий
онструктивный рисунок человека из геометрических форм (тест идеографический - ТиГр ) - это формализованная проективная методика, основанная на выявлении стратегий предпочтения основных геометрических форм в процессе создания конструктивных рисунков фигуры человека. Интерпретация результатов тестирования методикой ТиГр основана на разработанной авторами стандартизованной процедуре оценки предпочтений и психографических изображений. Предпочтение определенных геометрических форм, используемых в качестве элементов построения изображения, отражает, благодаря механизму проекции, общую специфику восприятия и поведения человека.
Конструирование как метод изучения индивидуальных особенностей нашел довольно широкое применение в исследовательских и практических целях. В качестве стимульного материала в конструктивных заданиях довольно часто используются геометрические формы, а само конструирование используется и для изучения детских рисунков. Т.Лаак отмечает, что при решении задачи конструирования трансляция внутренней репрезентации в изображение находится в меньшей зависимости от чисто моторных навыков, чем при рисовании. Присущие свободному рисунку графические ограничения здесь практически отсутствуют.
Методика ТиГр предназначена для определения стилевых характеристик индивидуальности с помощью изучения стратегий предпочтения (семантики) основных геометрических форм. Предпочтения диагносцируются на основе анализа графических конструктивных изображений фигуры человека, выполненных обследуемым по стандартной инструкции.
Обследуемому предъявляется набор стимулов, содержащий основные геометрические формы трех типов:
ТФ - треугольные формы,
ОФ - округлые,
КФ - квадратные.
С их помощью по инструкции требуется изобразить графически заданный экспериментатором объект (в данном случае - фигуру человека) на листе бумаги. Размер форм и их расположение может быть любым. Первые три изображения делаются без изменения инструкции, одним из основных условий при этом является ограничение числа используемых геометрических форм. В сумму, равную 10, входят по несколько геометрических фигур каждого типа. Четвертое построение испытуемый делает без ограничения числа используемых элементов, необходимых для изображения заданного объекта. Пятое задание выполняется опять по первоначальной инструкции, но уже с небольшим изменением изображаемого объекта: требуется сконструировать из геометрических форм только лицо человека.
Обработка результатов, характеризующих выбор испытуемого, заключается в подсчете числа использованных элементов в каждом рисунке в определенной последовательности. Сначала в первом рисунке подсчитывается количество ТФ, затем ОФ и КФ, полученный результат (например, 631) записывается и означает, что данный обследуемый использовал в первом рисунке 6 треугольных, 3 округлых и 1 квадратную формы. Также записываются результаты обработки по остальным конструктивным рисункам. Затем подсчитываются индексы предпочтений, коэффициенты асимметрии и дифференцированности, кодируются признаки графических изображений.
Выбор в качестве стимульного материала геометрических форм обосновывается следующими положениями.
Различные геометрические формы традиционно используются многими исследователями, применяющими техники рисования. Наиболее распространенными являются тесты срисовывания заданных образцов (Россолимо, 1913; Лурия, 1937; Бендер, 1948) и воспроизведения их по памяти. Эти разновидности тестов используются, в основном, для диагностики нарушений психических функций. Экспериментальными данными удалось также частично подтвердить предположение, что удачное-неудачное графическое воспроизведение заданной структуры отражает степень созревания нервной системы, а также аналитико-синтетические особенности переработки информации (Матейчек, 1974). Проверка методик на валидность показала, что низкое качество рисунков при выполнении указанных тестов связано с нарушениями перцептивно-моторных функций. Помимо клинических исследований, использование геометрических форм в рисуночных методиках связано с анализом индивидуального развития, понимаемого как процесс перехода от первичных неупорядоченных структур к структурам, имеющим определенную форму. Оперирование геометрическими знаками рассматривается как частный случай проявления того, что человек во многих случаях использует одни и те же принципы структуризации, будь то морфогенетическое, кинематическое или психофизическое овладение пространства (Петухов, 1981).
В исследовании чешских психологов (Шванцара и др., 1974) анализировались детские спонтанные рисунки, "марания". Обнаружено, что на самой первой стадии дифференциации изображений выделяется шесть основных геометрических форм, с помощью которых осуществляется детское непроизвольное самовыражение.
Для человеческой психики свойственно кодировать окружающую действительность в виде геометрических символов. Известны клинические эксперименты К.Юнга (1949) с рисованием, в результате которых исследователь обнаружил спонтанное воспроизведение многими людьми, находящимися в определенном состоянии, первичных геометрических форм в виде архетипного символа - внешний круг с вписанным в него квадратом. При этом исключалась их предварительная осведомленность об этом распространенном в мифах и ритуальных изображениях совершенно различных культур образе. Таким образом подтверждалась гипотеза о том, что геометрический код является одним из основных алфавитов, используемых человеком в процессе освоения мира.
Наряду с индивидуальными символами, в конструктивном рисунке фигуры человека, используемом в качестве диагностического средства в тесте ТиГр , отражаются и архетипические признаки, присущие геометрическим формам (Вяч.Вс.Иванов, 1978; Топоров, 1990) и оказывающие влияние на восприятие семантических значений предпочитаемых форм. Среди исследователей архетипов существует несколько общепринятых положений, которые имеют отношение к разрабатываемому подходу:
чем ближе символ соответствует внесознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, субъективно значимый ответ вызывает он у субъекта;
образ становится символом, когда он включает в себя значение большее, чем очевидно из его непосредственного восприятия;
символические образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять.
Карл Юнг (1964) отмечал, что архетип - это тенденция формировать репрезентации, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя основной структуры. Геометрические символы представляют собой своеобразную "азбуку", поняв которую, можно получить важную информацию о психическом и физическом состоянии человека. Геометрический код используется для унификации объектов - в ТиГр таким объектом является фигура человека - и является удобным средством для создания универсальных схем, иллюстрирующих единство разных аспектов взаимодействия человека с миром.
В работах структуралистов, семиотиков и культурологов часто отмечается противопоставление некоторых основных геометрических символов, например, круга и квадрата, отраженное в различных сферах человеческих представлений и деятельности: мифах и сказках, живописи и архитектуре. В дифференциально-психологическом исследовании это положение получило и экспериментальное подтверждение. Стратегии предпочтения используемых в ТиГр основных геометрических форм связаны между собой отрицательной корреляционной связью, и эта закономерность воспроизводится на выборках, различающихся по полу, национальному составу, возрасту, профессии. То есть зафиксированное в культурных образцах противопоставление геометрических символов отражает свойственные людям индивидуально-психологические различия, проявляющиеся в предпочтениях. Образно говоря, если языком сознания является слово, то основным языком внесознательной сферы психики является символ - геометрический и цветовой.
Коды в виде геометрических форм являются элементами эволюционно более ранних информационных стратегий, благодаря которым устанавливается контакт между психикой человека и окружающей действительностью. По мере того как возникали более сложные системы кодирования и передачи сигналов - язык, письменность, искусство - употребление простейших, первичных, символов становилось все более внесознательным, автоматическим, само собой разумеющимся.
Факты подтверждающие, что внесознательное разных людей включает в себя идентичные геометрически фигуры, символизирующие совершенно определенные состояния и отношения человека с миром, тем не менее не сразу привели к постановки задачи изучения существующих предпочтений, определяющих индивидуальные различия между людьми в оперировании формами.
Схожие по механизму формирования феномены, описывающие общепсихологические закономерности, были выявлены гештальт-психологами. Согласно постулатам этой школы, существуют "удобные" и "неудобные" для восприятия структуры, формы, фигурно-фоновые соотношения. Было положено начало исследованию (Witkin , 1961; Klein , 1954) помимо общих, частных, индивидуально-специфичных и типологических, закономерностей восприятия. Например, предпочтение субъектами с определенными психологическими особенностями восприятия определенных, более "удобных" для существующей у них перцептивной организации, форм или фигурно-фоновых соотношений по сравнению с другими.
Известно, что совершенно иное приложение формам нашел Г.Роршах (1913), предложив свой тест неопределенных геометрических форм, полученных с помощью чернильных пятен. Р.Хольцман (1957) поставил задачу по стандартизации этого самого распространенного в настоящее время и наиболее сложного проективного теста. Исследователю удалось добиться определенных результатов на основе широкого применения статистических процедур.
Геометрическая форма, очевидно, является первоэлементом, наиболее элементарным проявлением архетипа. Образуя значительный слой универсальных культурологических знаков и символов, геометрические формы, выступающие как отражение признаков внешнего мира, влияют на соответствующие структуры психики и могут моделировать при этом и новую реальность. В частности, на этом их свойстве основано использование геометрических символов для психофизического влияния на внесознательные области психического при разработке товарных знаков, эмблем и других рекламных атрибутов.
Изображение человека, равно как и геометрических форм, относится к архетипным образам. Наскальные рисунки человеческой фигуры, древнешумерское изображение человека, сделанное во 2 тыс. до н.э., и являющееся одним из первых в истории человечества, сконструированным из геометрических форм, наконец, настойчивые попытки ребенка изобразить самого себя и окружающих его людей — все это свидетельствует о значимости графического самопредставления для человека, использующего рисование как важнейшее средство самопознания и самовыражения. Известны лишь очень немногочисленные примеры, когда в культуре нации были совершенно не развиты навыки рисования, а навык конструирования является базовым элементом любого вида деятельности человека.
В психографическом тесте предпочтений исследуются также характеристики, актуализированные с помощью механизма проекции и описывающие следующие основные закономерности:
зафиксированные во внесознательной сфере психики представления человека о своих индивидуально-типологических особенностях;
признаки символического отношения к себе;
соотношение в субъективном семантическом пространстве архетипичных представлений о явлениях внешнего мира.
В специальном исследовании, проведенном авторами в течение 1985-2000 гг., с помощью ТиГр было обследовано около 5000 человек. Исследование проводилось на различных группах обследуемых (норма) в условиях естественного (70% обследованной выборки) и лабораторного эксперимента.
Помимо необходимого для любой тестовой процедуры исследования надежности и валидности, стандартизация проективных методик решает немаловажную задачу поиска точек соприкосновения, перехода от изучения самой неопределенной части личности - мира субъективных ощущений и переживаний - к попытке объективного анализа индивидуальных проявлений.
Стандартизация любого проективного теста с позиций формального подхода становится возможной лишь при наличии определенных методологических и методических предпосылок.
Концепция теста предпочтения семантики основных геометрических форм сложилась под влиянием нескольких направлений в изучении природы индивидуальности человека.
Формальный подход к изучению человека предполагает определение структуры человеческой индивидуальности и репрезентативности анализируемых параметров. Основы такого понимания природы индивидуальных свойств были заложены И.П.Павловым (1929) в концепции о типах высшей нервной деятельности и получили развитие в исследованиях свойств нервной системы как основы формально-динамической сферы психики (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.М.Русалов). При этом изучение формальной динамики поведения направлено, в первую очередь, на выявление типологических особенностей индивидуальности.
В русле проективного подхода исследуются индивидуальные особенности, находящиеся на пересечении сознательных и внесознательных структур психики. В проекциях человека, лежащих в основе его оценок и базовых представлений о себе самом и окружающем мире, отражается специфика взаимоотношений человека со средой, прошлый и актуализированный опыт, функциональные состояния.
Семиотический и семантический анализ поведения позволяет обозначить координаты феноменов, реализующихся одновременно в двух сферах исследования человеческих проявлений - феноменологической и экспериментальной. Изучение механизмов синестезии и природы семантико-перцептивных универсалий дает возможность с помощью экспериментальных способов конкретизировать и уточнить традиционное определение архетипа.
Исходя из имеющихся классификаций рисунка конструктивные рисунки, получаемые с помощью ТиГр , описываются на основе следующих определений:
свободный рисунок, выполняемый при неявно заданном реальном объекте;
символическое изображение, сохранившее черты передаваемого образа и обладающее при этом свернутым значением символа;
графическая проекция автопортрета рисовальщика.
Основные отличия ТиГр от традиционных проективных и графических методик заключаются в том, что данный тест:
создается как формализованный проективный тест предпочтений, выявляемых с помощью графической репрезентации;
строится на выполнении заданий, связанных, в первую очередь, с созданием конструктивного образа, а затем уже с процессом рисования;
позволяет количественно оценивать базовые архетипы восприятия геометрические формы и образ человека, а также типовые предпочтения применительно к этим координатам;
предназначен прежде всего для диагностики индивидуальных и типологических особенностей взрослых людей, относящихся к условной категории "нормы", в то время как практически все рисуночные техники ориентированы на изучение психологических особенностей детей и клиническое обследование взрослых;
разрабатывается на единой концептуальной основе, позволяющей проводить комплексную оценку результатов и интерпретацию показателей;
является частью психологической системы изучения и диагностирования стиля человека с помощью тестов предпочтения - графических, конструктивных, невербальных и вербальных альтернативных заданий;
выбор геометрических форм при конструировании фигуры человека основан на внечувственном (неосознаваемом) восприятии и предполагает, что каждый человек обладает этой уникальной возможностью;
с помощью ТИГР а можно не только зафиксировать наличие некого эмоционального изменения у человека, но и установить его истинную причину. Но выносить ответственные решения на основе результатов явно не следует, за исключением особых случаев.