
- •1. Тридцатилетняя война.
- •2. Вестфальская система международных отношений. «Династические» войны в Европе XVII - XVIII вв.
- •3. Английская революция XVII в. В религиозном и в политическом аспектах.
- •4. Англия и Шотландия от Реставрации 1660 г. До унии 1707 г.
- •5. Великобритания в эпоху аристократического парламентаризма, промышленного переворота и великих колониальных захватов.1707 – 1832.
- •6. Английские колонии в Северной Америке (будущие штаты сша) до 1776 г.
- •7. Франция при абсолютизме. 1614 – 1788.
- •8. Идеология французского Просвещения. Великая Французская Революция.
- •9. Наполеоновские войны. Европа в эпоху Наполеоновских войн.
- •10. Франция в 1815 – 1870 гг.
- •11. Франция в 1870 – 1914 гг.
- •12. Германия и Австрия 1648 - 1848.
- •1) Наследственные земли Габсбургов: Австрийское эрцгерцогство (10 провинций, главным образом немецких, но также Словения),
- •4) Галиция и Буковина
- •5) Земли короны Святого Стефана (Иштвана): королевство Венгрия (куда безо всяких автономных прав включена была Словакия), княжество Трансильвания, королевство Хорватия и Славония, Воеводина.
- •13. Великобритания в «викторианский» период. 1832 – 1914.
- •1(18). Германия и Австрия в 1849 – 1918.
- •I мировая война.
- •II Мировая война
Введение в новую и новейшую историю Европы и Америки.
Понятие «новая и новейшая история» - условное: в него заложены совершенно произвольные ограничения:
1) ограничение географическое: в России принято называть «историей» - только историю самой России, Европы и Америки: остальная (Китай, Япония, Филиппины, Индонезия, Нигерия…) считается «востоковедением»;
2) ограничение хронологическое: понятия «древняя» и «новая» история - имеют смысл только по отношению ко времени, когда живёт и пишет историк. Время идёт – и рамки «новой» и «новейшей» истории сдвигаются к более поздним срокам. Это, конечно, субъективность, но неизбежная.
В других странах хронологическими рамками «новой» и «новейшей» истории сейчас служат события, значимые для соответствующей страны: события всемирной истории «подстраивают» под них:
Напр., в Китае «новую» историю отсчитывают от Синьхайской революции 1911 г., новейшую – от победы коммунистов над Гоминьданом в 1949 г.,
в Японии «новую» историю отсчитывают от «реставрации Мэйдзи» 1868 г., новейшую – от капитуляции в сентябре 1945 г.
В России в начале XX в. «новую» историю отсчитывали либо от падения Константинополя в 1453 г., либо от открытия Америки 1492 г., новейшую – от Венского Конгресса 1815 г.
Нынешняя периодизация мировой истории, принятая в России – в целом наследие советских времён: «новую» историю начинали от Английской революции 1640 г., «новейшую» - от «Великой Октябрьской социалистической революции» 1917 г.
Однако некоторые процессы, начавшиеся в Европе XV в. и распространившиеся на весь мир, действительно делают новую и новейшую историю (если отсчитывать её с тех времён – 1453 или 1492 – до наших дней) непохожей на все другие исторические эпохи.
С этого времени организованные усилия человеческих сообществ в нарастающей степени направляются на создание техносферы: всё больше людей занимаются не сельским хозяйством, а промышленностью, живут не в сельской местности, а в городах. Отдельные эпизоды такого рода бывали и раньше (напр. «александрийская техника» в эллинистическом Египте). Но со времени Великих географических открытий этот процесс захватил весь мир и продолжается во всё более изощрённых формах (формирование «информационных обществ»). Страны, не сумевшие создать сравнимый с европейским промышленный, а стало быть и военный потенциал, утрачивали независимость. Люди остаются существами из плоти, души и духа, но всё в большей мере – хотят того или нет – живут в техногенной «скорлупке». Возрастает давление человечества на природу, разрушительное воздействие на вмещающие ландшафты. Рост энергопотребления провоцирует борьбу за ресурсы, вплоть до войн. Историк, который всерьёз считает «новистику» отдельной комплексной научной дисциплиной, призванной изучать все эти проблемы – Борис Николаевич Комиссаров (р. 1939), профессор Герценовского педагогического университета в СПб..
Для христианства такая ситуация создавала и создаёт ранее не виданные проблемы. С переселением в города традиционный сельский приход как основная ячейка церкви утрачивает значение или исчезает вообще. Христианам приходится осваивать не традиционные формы своей организации и деятельности.
1. Тридцатилетняя война.
Последняя в истории Европы большая религиозная война. Первая общеевроп. война между коалициями держав. Войны при наибольшем участии наёмных армий – дорогостоящих, немногочисленных, подвижных; исключение – Швеция (призывная национальная армия и линейная тактика)
2 лагеря: габсбургско-католический и антиимперско-протестантский (Франция – Швеция). Католический и габсбургский лагерь стремится подавить Реформацию всюду в Европе и добиться восстановления контроля Империи над «отпавшими» национальными государствами (Францией, Англией, Швецией…) Теоретиком и организатором этой попытки имперско-католического реванша за все поражения предыдущих веков был Мельхиор Клезль (Klesl или Khlesl, Melchior 1553 – 1630), с 1598 епископ Вены, глава тайного совета при императоре Рудольфе. Из-за наличия этой второй цели против Габсбургов действовали и некоторые католики: Франция, католические подданные венгерского правителя Габора Бетлена. Россия поддерживала антиимперско-протестантский лагерь (этому способствовало и враждебное отношение патриарха Филарета Никитича Романова к полякам и католикам вообще). В конечном счёте этот лагерь и победил.
Ход событий. Император Рудольф II (1576 – 1612) начал наступление на права протестантов. В ответ возникла Протестантская уния 1608. В противовес протестантской, в 1609 в Германии формируется Католическая лига при поддержке Испании и папства. В 1617 – 1618 Габсбурги начинают нарушать привилегии (гуситской) Чехии.
(1) – 1618 - Чешский, или Чешско-пфальцский период:
5 марта 1618 – 1620 – Чешское восстание – исходный пункт Тридцатилетней войны.
1619 – глава Протестантской унии Фридрих V Пфальцский избран чешским королём.
Октябрь 1619 – император Фердинанд II, заключив союз с Католической Лигой, громит Чехию (у Белой Горы, 8 ноября 1620)
1621 – 1623 – Габсбурги занимают Пфальц. Первые 5 лет войны – почти сплошь успехи католиков.
(2) - 1625 – 1629 – датский период.
С 1624 Францией руководит кардинал Ришельё. Он подстрекает к войне Густава II Адольфа – чтобы вынудить имперцев воевать на два фронта. Однако Швеция тогда не вступила – ибо связана конфликтом с Речью Посполитой.
Декабрь 1625 – Гаагская конвенция о субсидиях между Данией и союзниками. Дания вступает в войну, потому что и сама хочет захватить у Германии балтийский берег.
Имперцами командует Альбрехт Валленштейн (Wallenstein, Albrecht 1583 – 1634), Католической Лигой – Иоганн Тзерклас Тилли (Tilli, Johannes Tserclaes 1559 – 1632).
1627 – 1628 – католики выгоняют датчан из Германии. Северная Германия оккупирована Валленштейном. Строят флот для вторжения в Данию. Май 1629 – Дания подписывает Любекский мир на условиях восстановления statu quo ante bellum. Католики вновь победили!
(3) Итальянский период. 1628 – 1631.1
Габсбурги против Франции в Северной Италии.
1628 – 1631 – война за Мантуанское наследство. Ришельё не решается на большое вторжение в Германию силами французов, пока Швеция не может помочь.
1629 – Альтмаркское перемирие на 6 лет, между Швецией и Польско-Литовским государством, при франц., англ. и голланд. посредничестве. Россию подстрекают напасть на Польшу, чтобы вернуть Смоленск. Россия субсидирует Швецию дешёвым зерном, чтобы она могла сосредоточить усилия на войне (ведь призывники были в основном крестьяне).
(4) 1630 – 1635 - шведский или шведско-русский период
Июль 1631 – Густав Адольф вторгся в Северную Германию.
1631, 17 сентября – Густав Адольф побеждает Тилли при Брейтенфельде близ Лейпцига
1632, май – Густав Адольф взял Мюнхен
- саксонцы вторгаются в Чехию и занимают Прагу
1632 – император вновь назначает Валленштейна командовать имперской армией. Однако Валленштейн почти сразу же вступил в тайные от императора переговоры с Швецией, Бранденбургом и Саксонией. Действительно ли он замышлял измену в пользу протестантов, или же пытался осуществить в Германии какой-то грандиозный и оригинальный политический проект, в котором протестанты и католики могли бы ужиться – это интригующий вопрос, который обсуждается до сих пор. Католики подослали к нему убийцу по фамилии Дивиру (Devereux, ирландца по национальности), который пронзил его шпагой 25.02.1634 в гостинице в городе Эгер (сейчас называется Хеб, в Чехии – это не тот Эгер, что в Венгрии).
1632, 16 ноября – Густав Адольф победил имперцев при Лютцене в Саксонии, но сам погиб
1632 – 1634 – Россия ведёт Смоленскую войну (неудачно). 1634 – заключила его Поляновским миром (присоединив только Дорогобуж).
1634. 6 сентября – имперцы и испанцы громят шведов при Нёрдлингене в Южной Германии
Саксонский курфюрст разрывает союз с шведами
1635 – Пражский мир: заключён курфюрстом Саксонским с императором; к нему присоединились курфюрст Бранденбургский и другие протестантские князья.
На этом этапе протестанты атаковали, а католики оборонялись, но победили опять-таки католики.
Тогда в войну вступает Франция, чей военный потенциал был весьма серьёзен –
(5) Франко-шведский период, 1635 – 1648.
1635 – Швеция и Польша заключают Штумсдорфский договор о перемирии
1635 – Швеция заключает союз с Францией: Сен-Жерменский договор
1635 май – Франция и Голландия вступают в войну с Испанией
Всеобщая резня, грабёж и партизанщина.
Медленно перевес склоняется на сторону антигабсбургских сил. Их победы:
1642, 2 ноября при Брейтенфельде,
1643, 19 мая – при Рокруа
1645, 6 марта – при Янкове.
Габсбурги на грани поражения! Но во Франции назревает Фронда, а в Англии началась революция…В результате поражение оказалось для них не таким страшным, как могло бы.
В 1645 открылись два конгресса: Оснабрюкский конгресс – со Швецией и ее союзниками; Мюнстерский конгресс – с Францией. Оба города – в Вестфалии. Поэтому мир, который они выработали, получил название Вестфальского.
Описание бесчинств в Германии примерно в 1632 - 1634:
(из знаменитого романа Ганса Гриммельсгаузена «Симплициссимус» (1668): книга 1, глава 4, перевод Александра Морозова. Гриммельсгаузен (1621 – 1676) пишет от имени подростка примерно 10 лет. Судя по упоминанию о «шведском напитке», эти солдаты были католики. Это тем более примечательно, что Гриммельсгаузен, происходивший из лютеранской семьи, в молодые годы перешёл в католичество:
«Первое, что учинили и предприняли те всадники в расписанных копотью покоях моего батьки, было то, что они поставили там лошадей; после чего всяк приступил к особливым трудам, кои все означали сущую погибель и разорение. Ибо в то время как некоторые принялись бить скотину, варить и жарить, так что казалось, будто готовится тут весёлая пирушка, другие свирепствовали во всём доме и перешарили его сверху донизу, так что не пощадили даже укромный покой, как если бы там было сокрыто само золотое руно Колхиды. Иные увязывали в большие узлы сукна, платья и всяческую рухлядь, как если бы сбирались открыть ветошный ряд, а что не положили взять с собою, то ломали и разоряли до основания; иные кололи шпагами стога соломы и сена, как будто мало им было переколоть овец и свиней; иные вытряхивали пух из перин и совали туда сало, сушёное мясо, а также утварь, как будто оттого будет мягче спать. Иные сокрушали окна и печи, как если бы их приход возвещал нескончаемое лето; сминали медную и оловянную посуду, после чего укладывали её погнутой и покорёженной; кровати, столы, стулья и скамьи они все пожгли, хотя на дворе лежало сухих дров довольно. Напоследок побили все горшки и миски, либо оттого, что с большей охотой ели они жаркое, либо намеревались тут всего один раз оттрапезовать.
Со служанкой нашей в хлеву поступили таким родом, что она не могла уже оттуда выйти, о чём, по правде, и объявлять зазорно. А работника они связали и положили на землю, всунули ему в рот деревянную пялю да влили ему в глотку полный подойник гнусной навозной жижи, кою называли они «шведский напиток», что, однакож, не пришлось ему по вкусу и произвело на лице его удивительные корчи, через то принудили они его свести некоторых из них в иное место, где взяли людей и скот и пригнали на наш двор, а были там посреди них мой батька, моя матка и наша Урселе.
Тут стали они отвинчивать кремни от пистолетов и на их место ввертывать пальцы мужиков и так пытали бедняг, как если бы хотели сжечь ведьму, понеже одного из тех пойманных мужиков уже засовали в печь и развели под ним огонь, хотя он им ещё ни в чём не признался. Другому обвязали голову верёвкой и так зачали крутить палкой ту верёвку, что у него изо рта, носа и ушей кровь захлестала. Одним словом, у каждого из них была своя хитрость, как мучить крестьян, и каждый мужик имел свою отличную от других муку. Однако ж батька, по тогдашнему моему разумению, был всех счастливее, понеже он смеючись признавался во всём, что иные принуждены были сказать с болью и жалостливыми воплями, и такая честь случилась ему, нет сомнения, для того, что он был хозяин, ибо они связали его по рукам и ногам так, что он не мог пошевелиться, посалили к огню и натёрли ему подошвы мокрой солью, а наша старая коза её тотчас же слизывала, через что происходило щекотание, так что он, казалось, мог лопнуть со смеху. Сие показалось мне столь приятным и любезным (понеже я моего батьку в таком долгом смехе никогда не видывал и не слыхивал), так что и я ради доброго кумпанства либо оттого, что не слишком много разумел, принужден был от всего сердца рассмеяться. С тем смехом признал он свою вину и объявил сокрытое сокровище, где золота, жемчуга, драгоценных камней было больше, чем можно было надеяться сыскать у мужика. О захваченных жёнах, дочерях и служанках не могу особливо ничего сообщить, ибо воины не допускали меня смотреть, как они с ними поступали. Однако ж я довольно знаю, как инде в различных уголках были слышны ужасающие вопли, почитай что и моя матка, и наша Урселе не избежали той общей участи. Посреди такого несчастия вертел я жаркое на роженьке и ни о чём не заботился, ибо я ещё всего того надлежащим образом не разумел; пополудни я помогал поить лошадей, каким средством и привелось мне попасть в хлев к нашей служанке, которая была диковинным образом вся растрёпана; я не узнал её, она же сказала мне хворым голосом: «Малой, удирай-ко отсюдова, а не то заберут тебя те всадники, норови как бы уйти, видишь, как тут худо». Сверх того не смогла она ничего сказать».
Лучшие книги по истории Тридцатилетней войны по-русски:
московский историк Борис Фёдорович Поршнев (1905 – 1972) – автор яркий и интересный, хотя весьма грешный конъюнктурщик – попытался охватить военную, социальную и дипломатическую историю Тридцатилетней войны тремя большими книгами. Он успел написать первую и третью:
Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. М., 1976.
Поршнев Б.Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970, -
вторую завершить не успел, опубликовал лишь несколько статей.
Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер в 1791 издал довольно подробную историю Тридцатилетней войны: рус. пер. см.: Шиллер Ф. Тридцатилетняя война. //Собр. соч. в 7 тт. Том 5. М., 1957. С. 9 – 398. К сожалению, в его изложении очень мало дат, поэтому когда Шиллер прерывает рассказ о событиях в Пфальце и переходит, напр., к Саксонии, не всегда понятно, происходят ли саксонские события синхронно пфальцским или после них. Лучше читать его после Поршнева. Шиллер, кроме того, написал обширную драматическую эпопею «Валленштейн» (1800).
Предыстория и история убийства Валленштейна очень интересно и ярко показаны в повести Марка Алданова «Пещера». К сожалению, замысел Алданова слишком сложен: в этой повести попеременно речь идёт о событиях Тридцатилетней войны и рубежа XIX XX вв. Всё же рискну рекомендовать найти 4-й том собрания сочинений в 6 томах, вышедшего большим тиражом в 1991 г., и прочесть страницы 247 – 260, 273 – 275,291 – 301, 325 – 334.