Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Четвертая учебная ситуация

Почему уже представленная в стихах и прозе тема сталинских репрессий за прошедшие десятилетия все-таки не исчерпана?

Для чего нам, читателям рубежа тысячелетий, знать страшную правду середины сурового ХХ века? Не проще ли не отягощать свою память чужой болью, страданиями?

Способна ли литература противостоять идеологии?

Вариант выполнения индивидуального задания.

Книги репрессированных писателей воспринимаются как документ, созданный на биографическом материале. Это «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Черные камни» А. Жигулина. Одновременно с этими произведениями в годы перестройки были опубликованы «Дети Арбата» Ан. Рыбакова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Верный Руслан» Г. Владимова. Но поток публикаций не прекратился и до се­годняшнего дня. Так, в журнале «Новый мир» за 1994 год в № 5 увидела свет «Одиссея» Е. Федорова, в «Литературной учебе» за 1996 год (№ 4) — документальная повесть в письмах «В темнице был, и вы пришли ко мне...», в журнале «Октябрь» в 1997 году — роман О. Павлова «Дело Матюшина», «Повесть о прожитом» В. Зубчанинова. И это далеко не все произведения. Значит, тема продолжает оставаться актуальной и для писателей, и для читателей.

Учитель. Русский философ Н. Бердяев говорил: «...Люди духа и интеллекта должны сознавать свою независимость и свободу, свою определяемость изнутри, но и свою социальную миссию, свою призванность служить делу справедливости путем своей мысли и творчества. Будущее человечества зависит от того, будут ли соединены в мире движение духовное и движение социальное, будет ли связано созидание более справедливых и более человеческих обществ с защитой духовных ценностей... с достоинством человека как духовного существа»1.

Книги Шаламова, Снегова, Солженицына — это книги-предосте­режения. Чудовищный эксперимент над человечеством не имеет права на существование, режим тоталитарного государства страшен и жесток. Мы должны быть благодарны людям, выжившим в нечеловеческих условиях и рассказавшим миру правду о политических заключенных.

Я предлагаю написать дома творческую работу на тему: «Для чего нам, людям рубежа эпох, читать книги Солженицына, Шаламова, Снегова и других писателей, рассказавших страшную правду минувших лет?»

Фрагменты творческих работ учеников.

«На мой взгляд, человек обязан знать историю своей страны. Солженицын, Снегов и Шаламов рассказали нам о тех днях, которые напрочь перевернули не только представления о жизни, но и саму жизнь. Мир, в котором пришлось какое-то время жить писателям, жесток и ужасен. Этот мир — лагерь. Да, о лагерях в наше время рассказано много, но каждый новый свидетель тех горестных лет, если он к тому же обладает наблюдательностью, зоркостью, художественным талантом, непременно сообщает что-то новое. Разноликой толпой в драных ватниках, бушлатах и обмотках предстает перед нами лагерный люд в рассказах Шаламова... Мороз, голод, непосильный труд, побои — все направлено на уничтожение человека. Солженицын же показал человека, который даже в условиях лагеря живет, а не существует, верит в лучшее: «...переживем все, Бог даст — кончится». Некоторые попавшие в лагерь люди уходили в себя, не желая деградировать под влиянием лагерной жизни. Таким человеком был Снегов. Находясь в лагере, он спасался тем, что читал книги, сочинял стихи, декламировал их...»

Ольга К.

«ХХ век для нашей страны стал веком крови, веком разрушения человеческих судеб... Миллионы людей были расстреляны, миллионы, не прожив и половины своей жизни, умирали от голода, непосильного труда. Советская власть шла по стране, оставляя за собой кровавые следы. Человеческая жизнь потеряла ценность... Вся страна превратилась в одну большую Колыму. Бесплатная рабочая сила заменила оплачиваемый труд. Каждый человек получил свой номер. Номер, который убил в человеке личность и душу, превратил его в бездушного робота, беспрекословно выполняющего приказы начальства. Это была новая — лагерная Россия».

Саша Т.

«Слово «Колыма» в нашей стране теперь ассоциируется только с с концлагерями, Сталиным и репрессиями, особенно когда рядом еще и «дата» — середина века. Это было время, когда государство строго регламентировало жизнь людей, даже если они находились не в лагере, не в тюрьме, а на свободе. Но эта свобода представляла собой как бы еще один лагерь с постоянным ожиданием арестов, страхами, подозрениями. В те годы нормой стало отторжение от общественной жизни: лишение гражданских прав, увольнения, отстранения от должностей, ссылки, тюрьмы и «высшая мера социальной защиты» — смертная казнь. Тысячи людей работали за миску баланды и кусок хлеба. Этот принудительный труд применялся в первую очередь на вредных, «непрестижных» производствах, в отдаленных районах страны. Таким районом являлась и Колыма, славящаяся не только наличием разнообразных полезных ископаемых, но и суровыми климатическими условиями. Именно там десятками тысяч оказывались в заключении Иваны Денисовичи. Большинство из них приговорили по статье 58-ой УК РСФСР за «преступления против государства». Это были Иваны, победившие в Великой Отечественной войне, тянувшие на своих плечах строительство новых городов, таких крупных сооружений, как Беломорканал, а затем безвестно погибавшие в бараках лагерей. Но потому и важен был для писателя всего «один день Ивана Денисовича», что благодаря им, Иванам, Россия выстояла. И назван-то этот обыкновенный зэк уважительно, по имени и отчеству.

Но как бы хотелось, чтобы страшная эпоха, превращающая таких вот Иванов Денисовичей в послушный винтик государственного механизма, никогда не повторилась».

Ирина Л.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]