Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Пятая учебная ситуация

Учитель. Мы переходим к основной части урока — нам предстоит войти в мир мыслей о свободе А. И. Солженицына. Главная цель нашего анализа — определить, что нового вносит Солженицын в толкование свободы, сохраняется ли актуальность сказанного им.

В 1974 году писатель был изгнан из СССР. А через два года, в 1976 г., 1 июня, ему была вручена премия американского «Фонда Свободы».

О чем свидетельствует название Фонда и факт его существования?

Проблема свободы, ее осмысления, остается по-прежнему острой, актуальной.

Принимая эту премию, Александр Исаевич, произнес свое «Слово при получении премии Фонда Свободы».

Как вы думаете, каким может быть его содержание?

Скорее всего и традиционнее всего — это выражение благодарности за оценку труда.

Благодарность действительно открывает «Слово».

Послушайте, как это делает писатель, в чем необычность этой части текста?

«Многоуважаемые господа, руководители и представители «Фонда Свободы»!

Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю ее с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно и коснуться в моем ответном слове» (1, 305)1.

Какие чувства здесь выражены? Как сразу передано отношение к слову свобода?

Это высокое человеческое понятие.

Учитель. Прослушайте второй абзац и сформулируйте задачу, которую ставил автор перед собой.

«В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней, посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле все сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости» (1, 305).

Заметим, этот человек никогда не идет по легкому пути; прекрасно осознавая, что путь критики труден, писатель решает выбрать именно его — он будет говорить о негативных сторонах западной демократии.

Почему эти просчеты западной демократии так опасны?

«...свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренне силе и устойчивости» в определенной степени повинны в том, что «огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний...».

Писатель завершает вступление точным и емким заявлением: «Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит, и влиять».

Прочтите дальнейший текст «Слова».

Какие аспекты свободы выбирает Солженицын, показывая, что «современные свободные системы» что-то утеряли во внутренней силе и устойчивости»?

В чем, по мнению Солженицына, заключается внешняя и внутренняя свобода?

Учитель. Прочтем четвертый, пятый, седьмой и восьмой абзацы.

«Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас — не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь пособным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас — прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода — не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек — в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения...

Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне — и не выше...

Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно — все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех п р а в свободы — далеко еще не есть Свобода человека и общества, это только в о з м о ж н о с т ь, она обращаема по-разному. Все это — невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но — истерическая свобода, которая достоверно может его погубить...

Подлинно человеческая свобода — есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, — напротив: публично открыть с в о и промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом — честь» (1, 305 — 308).

Результаты коллективных наблюдений оформляются в таблицу.

Внешняя свобода — т.е. отсутствие давления, юридическая защита личности — это средство, возможность, условие достижения цели.

Главное: свобода не цель, а  с р е д -с т в о.

Свобода внутренняя — подлинная, от Бога нам данная, — свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них.

Главное: о п р е д е л е н и е поступков и о т в е т с-т в е н н о с т ь за них.

Совесть ограничить самого себя и при юридической правоте.

Перечитайте еще раз рассуждение о мнимых свободах современной цивилизации.

Чем оно замечательно?

Какие мысли особенно понятны и близки?

Что можно сказать о стиле этой части?

«Свобода! — принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! — навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать ее, с правом человека на душевный покой. Свобода! — плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! — издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растлительной мерзостью. Свобода! — подростков 14 — 18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! — взрослых молодых людей искать безделья и жить за счет общества. Свобода! — забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! — оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! — так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! — случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! — сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! — разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! — бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! — политических деятелей легкомысленно осуществлять то, что нравится избирателю сегодня, а не то, что дальновидно предохраняет его от зла и опасности. Свобода! — для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! — целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! — как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! — даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой» (1, 306 — 307).

В этой части сконцентрированы положения, обличающие мнимую свободу современных демократий. В сжатой форме — целый трактат о жизни людей, часто не замечающих проявлений несвободы и насилия. Многие положения помогают дать подлинную оценку сегодняшнему нашему образу жизни. Именно эта часть своеобразно оформлена на письме — слово «свобода» везде выделено восклицательными знаками. Это придает ей особую страстность и силу.

Всему «Слову» присуща напряженная эмоциональность, особый ритм, заданный словом «свобода». Построение «Слова» — построение не письменной, а именно устной, блестящей ораторской речи. Она обращена к здравому смыслу слушателей и призывает осознать всю меру опасности того, что «за последние десятилетия само наше представление о свободе» (современной, цивилизованной свободе) «снизилось и измельчалось», «свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия», к свободе, «понятой всего лишь на юридическом уровне — и не выше».

Такая свобода, по глубокому убеждению автора, не дает «незагрязненного простора для души», «возможностей душевного сосредоточения».

Вот почему большая часть «Слова» построена по принципу «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского: идол юридически безупречной свободы развенчивается доведением до крайности, до абсурда, до нелепости.

Учитель. Поработаем с той частью статьи, где слово «свобода» сопровождено восклицательным знаком, чтобы ответить на вопрос, какими юридическими свободами владеет современный цивилизованный мир и чем они легко оборачиваются для любого члена общества.

Делаем вывод, что понятию «свобода» каждый раз контрастно противопоставлены понятия несвободы, унижения, безразличия, алчности и т.п.

Запишем как вывод основную мысль следующего абзаца «Слова»: «Все эти свободы, часто юридически безупречные, нравственно — все порочны». «Совокупность всех п р а в свободы — далеко еще не есть свобода человека в обществе, это только в о з м о ж н о с т ь». Это «истерическая свобода, которая достоверно может... погубить» челове­ческий род.

Теперь уясним, что же, по мнению Солженицына, есть «подлинно человеческая свобода», и сделаем вторую запись в тетрадях (см. таблицу).

Обратите внимание, какими понятиями оперирует Солженицын, размышляя о философском понятии «свобода»: честь, совесть, духовная ответственность, самоограничение...

О каком подходе к проблеме свободы это свидетельствует?

А. И. Солженицын осмыслил понятие «высшей формы свободы» с нравственных, христианских позиций. И в этом принципиальное отличие его понимания свободы от того, чем живет и гордится современный цивилизованный мир.

Учитель. Еще раз обращаю ваше внимание: «Слово» было произнесено почти четверть века назад и основано на материале того времени и того общества.

Утратила ли идея «Слова» свою актуальность для нас и для американского и западноевропейского мира? В чем принципиальное отличие понимания свободы Солженицыным?

Писатель говорит о «высшей форме свободы одухотворенных человеческих существ, которая состоит... в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности...».

И эту проблему — обретение «свободы внутренней» — невозможно решить ни путем кровавых битв, ни даже наличием юридических законов.

Бесспорно ли для вас сегодня это утверждение?

Возвратимся к названию темы сочинения. Как легко, казалось нам в начале урока, ответить на вопрос, что такое свобода, какое это слово!

Можете ли вы теперь уточнить название, конкретизировать, оставив только одно, самое важное определение?

Вот это название вы и запишете в качестве заголовка своего сочинения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]