Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Шестая учебная ситуация

Учитель. С момента написания рассказа прошло полвека.

Как вы думаете, изменились ли люди за такой большой промежуток времени? Что делать «душам праведным... в мире мертвых душ»?

Слушаем сообщение «Матренин дом сегодня».

Вернувшись на Родину, Солженицын побывал в Мильцево, в восстановленном инициативной группой доме Матрены Захаровой. Настоящий дом Матрены был перенесен в соседнее село Мезиновку, в нем живет ее племянница. На много лет пустующее место перенесли другую избу, похожую на Матренину. Мемориальный комплекс «Матренин двор», о котором мечтали представители инициативной группы, так и не удалось построить. Остался только один пустой дом.

Н. Ледовских1 отвечает на наш вопрос, рассказывая историю Матрениного дома: «А сам Матренин двор? Глядя на его забитые окна четыре года назад, я написал: «...время остановилось». А теперь вижу — жестоко ошибся. Время неумолимо продолжает свой разрушительный ход. Ведь забить окна мы были вынуждены тогда. Уже на следующую после отъезда Солженицына ночь кто-то варварски выхлестал стекла. Нас это уже не удивляло. Сколько раз такое бывало, пока дом восстанавливали. Мы понимали — общая озлобленность на такую сегодняшнюю жизнь затмила в людях понимание многих духовных ценностей. И вот он — результат этого затмения: на дом Матрены нельзя сегодня смотреть без боли и обиды. Окна зияют пустыми глазницами, даже рамы вырваны. Обзольные доски и те оторваны, остались только треснутые. Входная дверь разбита повдоль, и одна ее часть висит на верхней петле, другую — невырванный замок держит. Крепкая, массивная была дверь, только кувалдой, и то с трудом можно расколоть такую. И вот нашлись каратисты, раскололи. Начали вырывать доски пола при входе. И на потолке несколько досок оторвано. Аккуратными столбиками было обозначено место под колодец — уничтожены столбики. И от ограды почти ничего не осталось: частокол, жерди, столбы — все растащили. Огород — только к приезду Солженицына и был засажен. Все остальные годы на нем буйствует бурьян. Болтающейся на одном гвозде мемориальной доски не хватает для полного колорита — ее тогда не успели изготовить.

Музей не получился — есть экспонаты, но нет денег на зарплату смотрителю. Мемориальный комплекс еще больше денег потребует, пока станет доход приносить. Просил один энтузиаст под частный приют для детей отдать дом. Отказали. Это меняло бы его статус и перечеркивало первоначальную идею. Теперь видно — зря отказали. Хоть детям он был бы полезен. И целехонький бы остался.

А сейчас превратился дом Матрены в ночное пристанище местной молодежи. И едва ли она слушает там, «...как ветви шуршат по крыше — когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит». Окурки, бутылки, банки и прочий мусор — вот тот «культурный слой», на который способны молодые представители современной цивилизации.

Вот такой невеселый эпилог.

Познакомившись с Солженицыным во время его проживания на даче Растроповича в Жуковке, Дмитрий Шостакович собирался написать оперу «Матренин двор». Едва ли он думал закончить ее на оптимистических нотах. И вот она — декорация финала: без окон и дверей, с дырами в полу и потолке, без крыльца и ограды стоит среди бурьяна заброшенный дом Матрены, как и вся русская деревня, а может, и вся Россия наша...».

Учитель. В завершение урока дайте письменный ответ на вопрос, что делать «душам праведным... в мире мертвых душ»?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]