Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Третья учебная ситуация

Размышляя о содержании рассказа, подумайте,

каков мир Матрены Захаровны Григорьевой? Что дает право автору назвать ее праведницей?

Автор не сразу позволяет нам проникнуть во внутренний мир главной героини. Вначале мы знакомимся с рассказчиком, его историей, а затем видим окружающий его внешний мир глазами человека, давно не жившего в Центральной России, изумленного тем, что видит.

Что поразило вас в жизни сел, описанных автором?

Трудно не удивиться тому, что в селе Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным», что «вся деревня волокла снедь мешками из города». Трудно представить, что станцию можно назвать Торфопродукт — «ах, Тургенев не знал, что по-русски можно составить такое!», что перегородки в доме не доходят до потолка, что на станцию можно только приехать, но невозможно уехать, что человек, работая годами, не зарабатывает ни рубля — только «палочки», а пенсии ему не положено. Кажется странным и диким, что жителям «топлива не положено» и они должны его воровать, что в деревне негде накосить травы даже для козы.

Поражает противоестественность жизни, ее абсурдность, незащищенность человека от властей, толкающих его на преступление, обман, воровство.

Учитель. Прослушаем сообщение первой группы.

Материальный мир Матрены и ее окружение

Удивительно «безбытна» жизнь Матрены. Предметы, окружающие ее в избе, можно пересчитать по пальцам: тряпье, горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало, рублевые плакаты, ходики (двадцать семь лет как куплены в сельпо), скамья — а ведь Солженицын обстоятельно описывает избу Матрены и ее окружение: колченогую кошку и грязно-белую криворогую козу.

Характеризуя ее жизнь, автор чаще пишет, чего у нее не было и чего она не умела: не было радио (пока Игнатич сам не завел), не было коровы («она меня самою с ногами съест»), не было поросенка, она «не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи, а потом беречь их больше своей жизни», «не гналась за нарядами». По словам золовки, не умела она «культурно» одеваться — «кое-как, все по-деревен­ски», «нечистоплотная», «не бережная», не умела готовить.

Безотказность, доброта, сердечность и простота Матрены Васильевны презрительно воспринимаются ее близкими как глупость и неумение жить.

Вариант сообщения второй группы.

К биографии Матрены

Соседка о Матрене: «В зпущи она живет, болеет».

«...год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки.

...Матрена вставала в четыре-пять утра... Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу... по воду ходила и варила в трех чугунках...

...у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовком — по ягоды в дальний лес ...в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой...

Все ж к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали платить ей рублей восемьдесят пенсии...

До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат...

Замуж Матрена вышла еще до революции, и сразу в эту избу, где мы жили теперь с ней, и сразу к печке (то есть не было в живых ни свекрови, ни старшей золовки незамужней, и с первого послебрачного утра Матрена взялась за ухват) ...детей у нее было шестеро и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило.

И решила деревня, что в Матрене — порча.

Он (Фаддей) за меня первый сватался... раньше Ефима... Он был брат — старший... Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три...

Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну...

Пошел он на войну — пропал... И ни весточки, и ни косточки...

Мать у них умерла — и присватался ко мне Ефим... Был Ефим моложе меня на год... На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему — вернулся... Фаддей... из венгерского плена.

Меня сам ни разику не бил... То есть был-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил... Больше не трогал.

В сорок первом... взяли на войну Ефима...

А муж Матрены не вернулся с этой войны. Похоронного тоже не было ...либо в плен попал, либо погиб...

И попросила она у той второй, забитой, Матрены... младшую их девочку Киру.

Десять лет она воспитывала ее здесь как родную...

Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы... после ее смерти отдать в наследство Кире.

...меж трактором и санями понесло и Матрену... Налетели — и в мясо троих расплющили, кто между трактором и санями...

Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

...Избу Матрены до весны забили».

Вариант сообщения третьей группы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]