Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Художественный календарь рассказа

Время

Событие

Чувства, которые испытывает герой

Учитель. Открываем самое начало рассказа. «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем...» В левую колонку вносим обозначение: «пять часов утра», во вторую — «подъем», третью колонку мы сможем заполнить, лишь прочитав третий абзац («И бараки что-то не шли отпирать» — «выносить»), определив чувство, владеющее героем: опасение. Следующее действие описано в конце четвертого абзаца («А Шухову крепко запомнилось» — «к куму ходят стучать»). Запишем: «Шухов вспоминает своего первого бригадира». Для обозначения чувств героя в этот момент уместно выписать цитату (весь шестой абзац: «Насчет кума» — «на чужой крови») и сделать вывод, например, такой: «Презрение».

Следующий, седьмой абзац («Всегда Шухов по подъему вставал» — «чтобы утро»): «Шухов чувствует себя нездоровым», чувства ге­роя — усталость, апатия (здесь также уместно выписать цитату: «Не хотелось, чтобы утро»).

Аналогично строится и вся последующая работа.

Обязательно обратите внимание на особенности обозначения времени: это всегда упоминание неба, солнца, месяца. Кроме того, чувства героя, как правило, называются автором прямо — постарайтесь поставить себя на место героя, вчувствоваться в мир его переживаний; писатель усложняет эту задачу, не показывая ни мимики, ни жестов Шухова, т.е. не прибегает к атрибутам внешней «психологизации» повествования.

Уроки 3 — 4

Тема. Личность и характер главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Цель. Понять, в чем заключается необыкновенная притягательность главного героя рассказа; сделать вывод об особенностях мироощущения автора и связанной с ними концепции личности в рассказе.

Информация для учителя Урок строится как совместная работа по анализу домашнего задания — материалов таблицы «Художественный календарь рассказа» — и беседа (или выводы) по итогам этого анализа.

Первая учебная ситуация

Проверка домашнего задания. Чтение, уточнение содержания, обсуждение и комментирование материалов первой колонки таблицы1.

Учитель. Человек не живет вне времени и пространства и воспринимает мир не только с точки зрения объективных условий, существующих независимо от него, но во многом — и с точки зрения своей, очень личностной, субъективной оценки. Именно в такой оценке зачастую выражается самое существо личности.

Какова особенность восприятия (оценки) главным героем времени суток, проходящего на наших глазах? Каким предстает герой, именно так воспринимая время?

Какие причины побуждают автора избрать именно такой способ описания времени?

Из рассказа мы узнаем, что речь идет об одном из январских дней. Для автора важна еще одна характеристика времени — год происходящего (1951). Солженицын объясняет это так: «Когда теперь бранят произвол культа, то упираются все снова и снова в настрявшие 37 — 39-й годы. И так это начинает запоминаться, как будто ни до не сажали, ни после, а только вот в 37-м — 38-м»2.

Это временное обозначение — пожалуй, единственное конкретное из всех. Вообще же характеристику времени — течение одного дня — автор выстраивает так, что участники событий почти не знают его в точности («Все ж говорят, что проверка вечерняя бывает в девять... А в пять часов, толкуют, подъем» — 105). Более того, Шухов однажды скажет: «...да и к чему они, часы?» (105), и эти его слова заставят читателя еще раз подумать, в условиях какой безнадежности живут герои: «Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы — домой. А домой не пустят...» — думает Шухов (109). Исчисление времени герои — и прежде всего Иван Денисович — ведут не по часам, а по особым приметам — появлению на небе солнца или месяца («волчьего солнышка», как называет его Шухов — 104). Эти приметы помогают читателю выстроить точную хронологию дня, о котором идет речь. При этом выясняется, что большую часть времени заключенные проводят при «месяце», т. е. в темноте. Таким образом, границы времени, как и границы пространства, замкнуты: «от света и до света», — заметит Шухов; «от тьмы и до тьмы», — перефразируя его, скажем мы. Замкнутость времени — важнейшая характеристика лагерной жизни, и автор, рисуя картину мира, замкнутого не только в пространстве, но и во времени, еще раз заставляет читателя подумать о страшной участи своих героев, проявить сострадание к их судьбе.

Вместе с тем, вводя в текст не прямые, а опосредованные обозначения времени (месяц, солнце и т. п.), автор ориентирует читателя на восприятие, издревле присущее народу. Главный герой рассказа — утверждает автор — в полной мере наделен тем особенным свойством народного сознания, которое соотносит жизнь человека с жизнью не просто окружающего мира, но космоса. Смотря в небо (в небо!), герой продолжает свою жизнь в жизни солнца (называя его ласково «солнышко», 42), месяца (который для него «батюшка», 72), звезд (75). Иван Денисович, отвергая религиозные нормы баптистов, говорит: «В Бога я охотно верю», — но в этом признании больше утверждения правоты собственного существования, нежели приятия обещанного кем-то рая или ада, — то и другое человек создает сам. Иван Денисович творит свою жизнь сам по вековым законам громадного мира: утром он встает, днем — работает, вечером — отдыхает. Точно так же он жил и вне (до) лагеря — вот в чем, как нам кажется, смысл введения образных, поэтических временных помет: соединить прошлое с настоящим и через это соединение протянуть нить в будущее. Солнце — было, есть и будет. Месяц — был есть и будет. Звезды — были, есть и будут. Были, есть и будут утро, день, вечер. Время бессмертно, и с ним бессмертен человек. Как ни странно говорить об этом, читая о каторжном (одном из самых страшных!) лагере, но день Ивана Денисовича, прожитый им на наших глазах, позволяет сделать этот вывод. И последнее: образ времени у Солженицына — образ сложный, диалектичный: с одной стороны, герой не может вырваться за строго обозначенные пределы (подъем, развод, обед и т. п.), с другой — он подчинен не этому лагерному распорядку, а ритму собственной внутренней жизни, который задан — повторим — не режимом лагерной жизни, а пульсом космоса, с которым совпадает ритм жизни человека. Именно поэтому через образ времени у Солженицына просматривается образ вечной жизни, главное в которой — вера, надежда, любовь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]