Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Вторая учебная ситуация

Учитель. Творческая судьба любого литературного произведения — это не только история его создания и публикации, но и реакция на него читателя.

Обратите внимание на доску, где записано название нашего урока: «                                                  правда лагерной жизни».

Проверьте свое восприятие рассказа — подберите и запишите определение к слову «правда», пропущенное в названии урока.

Горькая, ясная, страшная, великая, могучая, потрясающая, трагическая, светлая.

«Один день Ивана Денисовича» — это рассказ совершенно особенный. Он стал подлинным событием в жизни многих людей, можно сказать, в истории нашего общества. Многие из вас уже почувствовали его силу.

Поработаем с карточкой, подготовленной учениками первой группы.

Как воспринимался рассказ первыми его читателями?

Карточка № 2

Впечатления читателей — современников первой публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Внимательно прочтите отрывки из писем, присланных А. И. Сол­женицыну сразу после выхода в свет «Одного дня Ивана Денисовича».

  • «Дорогой т. Солженицын! Вечером ко мне приехала сестра и возбужденно протянула номер «НМ». «На, прочти. О тебе написано!» Я взял. Начал читать и не оторвался, пока не дочитал, несмотря на необходимость встать утром рано... Спасибо Вам, дорогой друг, товарищ и брат! Спасибо за великий подвиг... Ничего тебе не жалко отдать, ничего. Читая твою повесть, я вспоминал Сивую свалку, Воркуту, морозы и пурги, унижения и оскорбления, выпавшие на мою долю. Читая, плакал — все знакомые лица, как будто сказано о моей бригаде... Я хоть и плакал, читая, но чувствовал себя среди окружающих полноправным гражданином...»

  • «Недавно прочел Вашу повесть «Один день Ивана Денисовича»... Слезу прошибает, дьявол!.. Считаю, что очень точно все описано, до самых подробных мелочей. Многие люди, конечно, не поверят этому, но вы не смущайтесь. Кройте в том же духе!»

  • «Иван Денисович? Да это я, СЗ-209. И всех героев могу назвать не вымышленными, а подлинными именами. Какой лагерь? Ухта, 29 лагпункт. Или Степлаг, Балхаш, 8-е лаготделение. Маркелов».

  • «Это воркутинская шахта № 8. Мумриков».

  • «Да мы с вами были в 104 бригаде, жили в одном бараке. Иванов».

  • «Тюрину Солженицын даже не изменил фамилии. Я его знал, да и в 104-й бригаде работал. Также хорошо помню старшего надзирателя Полтора Ивана. Настоящая фамилия его Бурденюк. Невозможно забыть и начальника режима Сбродова, выведенного в повести под фамилией Волкового. Знал и Шухова под другой фамилией. В каждой бригаде был такой. Войченко».

  • «Да-а, денек сфотографирован... Читая вашу повесть и сопоставляя лагеря, нельзя отделить один от другого. Как две капли воды — устройство зон, БУРа и отношение с заключенными. Шавырин».

  • «Дорогой Александр Исаевич! Это никакая не заслуга: прочитать великое произведение искусства и обрадоваться ему как долгожданному счастью. «И. Д.» поразил меня раньше всего своей могучей поэтической (а не публицистической) силой. Силой, уверенной в себе: ни одной крикливой, лживой краски; и такая власть над материалом; и такой абсолютный вкус!.. у Льва Толстого и Чехова есть достойный продолжатель. К. Чуковский».

  • «Повесть — как стихи — в ней все совершенно, все целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «НМ» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал. В. Шаламов».

Отклики на рассказ, по словам самого А. И. Солженицына, были «двух полюсов — или полностью восторгающихся, или полностью негоду­ющих»1. Социальная среда пишущих являет собой своеобразный «анкетный» срез общества: это интеллигенция (писатели, литературоведы), служащие, бывшие заключенные. Авторы всех писем выражают огромное восхищение и благодарность писателю, сказавшему «могучее слово правды». Правда, сказанная Солженицыным, по-разному понимается разными людьми: для одних это — правдивое, узнаваемое изображение лагерного быта, типичность обстановки и ситуаций; для других — правда характеров и самого времени, движущегося в своем развитии от «темных сил мрака» к «свету». Правдивое воссоздание духа времени, ощущение сложности судьбы самого писателя вызывают у читателей восхищение, которое позволяет им предлагать Солженицыну свою дружбу. Писатели, критики говорят и о другом феномене, вызванном появлением рассказа: они указывают на совершенство его художественной формы и подчеркивают такие достоинства, как лаконичность, целесообразность, «абсолютный вкус» автора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]