Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KHKH_vek.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Испытание возвращением

В 1990 году Правительство Советского Союза принимает решение о возвращении А. Солженицыну советского гражданства и обращается к писателю с приглашением вернуться в родную страну.

А. Солженицын возвращается в 1994 году уже не в Советский Союз, а в новую Россию.

Познакомьтесь с хроникой возвращения писателя в Россию, с материалами периодической печати второй половины 1990-х годов.

Ответьте на вопросы.

1. Можно ли считать, что писатель воспринял возвращение в Россию как свою победу?

2. Каким испытанием стало для писателя возвращение на родину? Как он встретил это испытание?

Возвращение на Родину1

Н. Струве. «Этот возврат через Дальний Восток был замыслен с самых первых если не дней, то, во всяком случае, месяцев его изгнания. Он решил, что не вернется через Москву. Это родилось из его глубокого убеждения, что Россия Москвой не исчерпывается. Он даже вначале думал поселиться на Аляске, чтобы именно быть ближе к русскому континенту, чтобы в случае возвращения не преодолевать препятствия пространства».

В. Филиппов. «В конце ХХ в., когда книги писателя вернулись в Россию, а сам он получил возможность широкого общения с россиянами, А. Солженицын предстал как публицист, как писатель, как мыслитель. Можно принимать или не принимать его взгляд на перспективы возрождения России, можно критически относиться к его многотомной, хроникальной эпопее «Красное колесо». Но нельзя отрицать громадного значения для мирового общественного сознания и для современной русской литературы его книг «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» и др. После их написания и публикации изменилась сама литературная ситуация. Эти книги во многом предвещали и жизненные перемены в России.

В 1990 г., после возвращения ему гражданства, Солженицын направил в Россию для публикации свой манифест «Как нам обустроить Россию», которого с напряжением ждали все политические силы страны. На чьи весы положит Солженицын свой безусловный авторитет?»

В. Розов. «Я думаю об этом. С кем будет Александр Исаевич, с народом или с правительством, для меня это коренной вопрос. За «Архипелаг ГУЛАГ» ему надо памятник поставить; очень нравятся его ранние вещи, это художественная литература с хорошим социальным зарядом. Но когда прочел «Как нам обустроить Россию», ахнул: он первым призвал разрушить великую, единую и неделимую Россию. По-человечески я отношусь к его приезду очень просто: живи там, где хочешь... Определенные силы будут тянуть его в политику. Почувствует ли он ту боль, которую мы все сейчас чувствуем в связи с развалом страны, покушением на ее уникальность? Думаю, сориентируется и поймет все гораздо лучше меня. На Дальнем Востоке Александра Исаевича встречал не только покойный ныне Борис Можаев, но и орава ельцинских чиновников. Сумеет ли он прорваться сквозь их путину? Ведь сам в «Архипелаге...» описывал, как гениально провели вице-премьера США в сталинские годы, лагеря образцовые показали и исправляющихся заключенных».

В. Распутин. «После двадцатилетнего отрыва ему будет непросто вживаться в Россию. Солженицын возвращается победителем и одновременно обманутым и побежденным, вместе с морально и физически втоптанным в грязь Отечеством. В том и другом он принял деятельное участие, не сумев остановиться перед рубиконом, когда война с коммунизмом перешла в войну против национальной России. Несомненно, жизнь вблизи, внутри на многое откроет ему глаза. А. Солженицына сейчас с удовольствием разодрали бы на сувениры. Двадцать лет назад Александр Исаевич мужественно перенес испытание «барским гневом», теперь начинается проверка возвращением: с кем и для кого он будет обустраивать Россию?

Солженицын достойно выдержал испытание «барской любовью» Ельцина. Триумфальное шествие на телевидении закончилось как раз накануне президентских выборов 1996 года. Его независимость оказалась не по нутру служкам Ельцина, ему, по сути, не дали заниматься общественной деятельностью в рамках ельцинских структур. А в оппозицию встраиваться даже в качестве лидера белого патриотизма Александр Исаевич не пожелал. Может, это и к лучшему, вновь Солженицын заставил говорить о себе как о писателе земли русской».

Вариант выполнения задания.

Александр Исаевич Солженицын не считает, что миссию свою уже выполнил до конца, поэтому не считает себя и победителем... Не преодолено еще непонимание между ним и правительством, между ним и многими гражданами нашей страны. Период надежд на скорые перемены кончился; писатель возвратился к творческой работе. Он по-прежнему тверд в решимости истиной служить своему народу, своей стране.

С какими бы трудностями ни сталкивался А. Солженицын, он оставался твердым, решительным, не знал колебаний, сомнений: он исполнял свой долг.

Учитель. А. Солженицын продолжает свое служение России. И как бы к нему ни относились люди, как бы ни оценивали его деятельность, он уже объединил наше общество в стремлении осознать свою историю.

Известный русский историк ХIХ века В. Ключевский писал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

И если есть такой человек в наши дни, то этот человек — А. И. Солженицын.

Сам Солженицын верит в возможность большей части граждан России стать великими людьми и сделать великим свое Отечество. «Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны», — писал он в своем заявлении.

Ответом на вопросы урока станет домашнее задание на тему: «Слово об А. И. Солженицыне».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]