Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
могилев в 12-18 веках.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
148.05 Кб
Скачать

3.2.5. Преступления (сс. 111-113)

По ночам вроде как особо на улицу не совались - только 'сторожа' ходили. Вечером могли на стук и дверь не открыть.

Бывало, даже квартирантов не пускали - чуть ли не убить угрожали, если ломились среди ночи.

Гнали водку. В 1589 Якима Багдановича оштрафовали на коп сорок, за найденную в клети водку. В 1589 Алексея Яцкавича Тубыша - то же. А 1657 монахи Богоявленского монастыря занимались корчмарством 'живут не по монастырскому чину, безчинствуют и продают вино... по кабакам и погребам.' [112]

Боролись с пьянством, должниками и сквернословами. Могли и из граждан выгнать.

1 августа 1577 могилевский мещанин Ивашка Жак - на него было много жалоб, что напившись людей лает и оскорбляет, тащит с рынка вещи - чтоб пропить; предупредили, что если еще раз повторится - поймают и отдадут кату, хлостами карати, а потом с посольства вылучивши з места выбити'.

За кражу и убийство судили и карали жестко. Следствие вели с применением пыток, раскаленной железной 'шиной'. Сумма кражи не так сильно влияла - кожуха, например, было достаточно для пыток. Кара - смертная казнь за кражу, практически всем. За кражу из клетей вешали, за кражу из церквей - сжигали. Фальшивомонетчика тоже вешали, убийце отрубали голову. Рубили голову обычно 'у столба', возле позорного столба рядом с ратушей. Одному из убийц в 1651 сначала отрубили руку и прибили ее к столбу, а уж потом и голову снесли.

Сильно обижались, если воровали церковное - поднимали руку на Бога. В документах второй половины 16-17 вв. такие кражы встречаются часто. Воруют и миряне, и священники. [113]

На взгляд Марзалюка, это говорит про уменьшение религиозности, как следствие ренессанса. Игумен Богоявленской Братской церкви Климент Пигоревич, по жалобе в июле 1728 г от старосты этой самой церкви: за монастырские деньги выдал замуж дочерей, продал пашни и валоки церкви, распродвал литургиечскую литературу, иконы, перечисление всего - аж на пяти страницах.

3.2.6. Праздники и гуляния (сс. 113-119)

По М. Бахтину: 'Праздник всегда имел глубинное смысловое, мировоззренческое содержание... Официальный праздник... [114] утверждал стабильность, неизменность и вечность всего существующего миропорядка: существующей иерархии, религиозных, политических и моральных ценностей'. Марзалюк с ним полностью согласен.

В разделе - официальные, общегородские праздники, празднование локальных конфессионных и цеховых праздников и праздников частных.

3.2.6.1. Общегородские праздники.

Невозможно представить праздник без алкогольных напитков. Устав 1561 разрешал 'сытити мед вольно попом семь кроть на год, то есть к святу Святого Спаса, и на день вознесения Христова, и к Святой Тройцы, к Матце Божей, на день Св. Николы и на день святых апостолов Петра и Павла, и на день святого Ильи'

Кроме того, мещанам Могилева 'разрешалось 'в кождый год дванадцать кладов на пожиток их мети, к святым урочыстым', а также 'на власну потребу, а не на продажу, мед и пиво мети, то есть: к свадьбе, к выданию девки и к оженью сына, и на коляцыю, коли ся то кому пригодит; а за ведомом мытников и горелку на тые их потребы в домех их палити. Еще в каждый год пять кроть, к святам урочистым: к божьему нароженью, к запустом великим на неделю масленую, к великодню, к Светой Тройцы и к свтеому Николаю осеннему'.

Религиозные праздники отмечали пышно. Перед каждым подметали улицы, наводили чистоту в домах и городских учреждениях. Перед троицей обычно приобретали 'май' - березки. Отмечали и православные, и римско-католические, и те и другие - запрет работать.

Во время празднования салютовали пушки, устраивали парад. Впереди несли городское знамя (хоругвь): 'красное, с крестом небесным'. Все городские цехи, со своими хоругвями. Например, портные - 'хоругва, на которой за герб крест жолты и ножыцы портные в белом поле'; кузнецы - 'герб Пагоня на харугвы'; [115] кожевенники имели право 'как герб образ Панны Наисвятейшей иметь и использовать'; сбруйники, седельники и шубники использовали 'герб Гриф'; ювелиры на харугве имели 'за герб Льва за решетками'. Купцы по статуту 1636 г. использовали в качестве герба изображение Святого Христофора; в 1654 получили герб с изображением ангела, 'с весами и крестом стоящего'.

Очень уважали могилевчане праздник св. Николы. В этот день (а такде на Петра-Павла и на Илью) по обычаю закрепляли денежные соглашения, считалось, что подписанные в этот день будут иметь больший успех и помощь.

Кроме этого праздновали:

'рождество Яна Крестителя'

Святого Афанасия (в январе)

Св. Мартина (в апреле и в октябре)

Осенние Деды ('Дмитриева суббота')

'День Макоевя' (в августе).

Очень широко праздновали

'Крещение Господа Иисуса Христа'

'благовещение панне Марии'

Вход Господень в Иерусалим (вербное, цветное воскресенье)

Великдень (Пасха) ('праздник хвалебный', 'день встання з мертвых пана Христусового', 'праздник великодный').

За 4-ой субботой 'великодной', в конце самого 'праздника великодного' и за пасхальным понедельником шли 'неделя переводная' и Радуница, 'Вознесенье Христово', День Святого Духа, Святого Спаса (август), 'День Пречистое' (успение Богородицы) и 'рождества Пресвятой Богородицы', 'День Святого Покрова' (Покрова Богородицы) и день Рождества Христова.

Празднично отмечали 'седьмую субботу' и 'десятую пятницу'. Перед Рождеством, Пасхой, Петром и Спасом справляли 'запусты', за которыми начинались посты (запусты 'Филипповы', 'маленые', 'Петровы' и 'Святого Спаса').

Благодаря праздникам, горожане постоянно ощущали религию, события Ветхого и Нового заветов. [116]

Благодаря запискам московского стольника П. Толстого, можно представить, как праздновали Пасху.

'марта в 31-й день, т.е. в среду Страстной недели, был я... в Братском монастыре у преждеосвященной обедни... На Страстной неделе в той церкви иконостас весь и святые иконы были завешаны крашениною вишневою, и по той крашенине писаны были Страсти Христовы живо добрым письмом...

Апреля в 1-й день в четверг Страстной недели был я в Церкви Воскресения Христова; в то время в той церкви не было действа омовения ног по обыкновению греческого закона и в соборной церкви у них того действа не бывает...

Апреля во 2-й день, т.е. великую пятницу, был я у вечерни в Братском монастыре, вечерня в то время была в теплой церкви. В то время как на вечерне пропели стиховку, из алтаря священники вынесли на главах плащаницу и понесли в большую соборную церковь Св. Богоявления; как несли святую плащаницу, в это время звон был в том монастыре великий. И положили ту плащаницу в большой соборной церкви перед царскими дверями. Под тою плащанией вместо гроба был стол обит полотном, а сени над плащаницею и иных надписей и лампад, и никакого убора и украшения не было. И так принесли в большую церковь, в то время пели стихиру 'Придите ублажим' и целовали плащаницу все. Потом казнодеи сказывали казание на кафердрах о распятии и погребении Господнем. А в великую субботу кругом церкви там плащаницу не носят.

Апреля в 3-й день, в Великую субботу, был я у обедни в Братском монастыре и в соборной церкви того монастыря. Темные завесы от иконостаса отобраны были, и убрана была та церковь уборами нарядными.

Апреля в 4й день. В ночь Святой Пасхи в 5-м часу начался быть в Могилеве у благочестивых греческих церквей благовест к заутрене. Околото того монастыря (Братского), и по воротам градским, и по стенам во время утреннего пения было немало стрельбы из пушек. Могилевские жители утрени на Святую Пасху яиц не приносят. Того ж числав в день Св. Пасхи слушал литургию в Братском монастыре в соборной церкви. Как начали читать апостол, в то время из многих пушек стреляли три краты. И на чтение святого евангелия на всяком возгласе звонили шестью пошестикрат, и из пушек стреляли, поединожды, а как дочли св. еавнгелие, тот час стрельба из пушек была великая. Как начали петь херувимскую песнь, в то время выстрелили из пушек единожды, и от северных дверей знатных мещан 24 человека вышло с великими свечами, восковыми, [117] зелеными, и стали против алтаря, и стояли, доколе выход со св. дарами не закончился. В то время выстрелили из всех пушек трижды. Вдруг на словах Христовых паки была стрельба из пушек; также стреляли во время пения причастника; а на явление св. тела Христова и святой крови была великая пушечная стрельба у той Братской церкви и по всему городу, и по отпуске святой литургии, выстрелили из пушек трижды. И как понесли артус, и паки мещане 24 человека с великими помянеными свечами шли кругом артуса, в то время великий был звон, о том звоне из одной великой пушки стреляли. В день Св. Паси могилевские жители благочестивой греческой веры имеют обыкновение из своих домов никуда не выходить, все в своих домах пребывает весь тот день'.

Очень пышно встречали известных, важных людей. Например, в 1686 'за щасливым превратом з Москвы панов великих ясновельможного его милости пана Огинского канцлера Великого княжества Литовского... теды на триумф... до Брамы Шкловской гармату одну великуюи три подделки; еще гармату великую на Ветряной, возле ратушных ворот, и подделков три, еще на Браме Ветреной, з великой гарматы на триумф стреляли, даючи знать же Пан Бог дал з Москвою упокой; а вельможного его милость канцлера, посла ВкЛ со всими цехами в полю спотыкали и честно до Моглиева впроводили, теды за всих гармат стреляли и Пана Бога хвалили за такую потешную оказыю' (гармата = пушка).

Горожане в таких случаях были обязаны одеваться нарядно. Статут цеха обязывал купцов 'в случае осмотра или встречи при въезде в городе его милости короля или высокородного сенатора, мы все обязаны выступить конно, по-гусарски, со стягом и барабаном, все без исключения'.

Влиятельным горожанам, а также их взрослым детям и женам, перед самым Новым Годом магистрат обычно подносил подарки - 'волочобное': дорогие приправы, продукты, деньги. Так же каждый год в декабре наиболее влиятельным горожанам приносили 'коляду' - денежные подарки.

Во время больших праздников устраивали забавы для патрициата и всех мещан. Например, 30 декабря [118] 1699 'Панове магистратовые' обедали в ратуше - чтоб не пропустить чего, бегая домой. Театральные представления устраивали не только в ратуше, но и в церквях. В Могилеве 17-18 вв. существовали хоры 'певцов', при иезуитском коллегиуме с 1680 существовал школьный театр, а в 18 в. - музыкальная бурса, которая готовила профессиональных музыкантов, срок обучения - десять лет.

Неофициальная часть праздников, и городских, и цеховых называлась 'братчиной'. В праздновании могли участвовать члены цеха, приглашенные гости и те, кто 'вкупился' на время праздника. Приглашали и из других сословий, и из других вер - православное и католическое духовенство, шляхту. Нельзя было напиваться и проливать мед, ссориться, ругаться, входить с оружием, спорить из-за места - цехмистр всем давал места сам. Если кто нарушал - судили цеховым судом.

На семейных праздниках критериями гостинности служили угощение и количество поданной и выпитой водки. В богатом купеческом доме обычно пили до утра. Специальный лакей следил - и выводил упитых.

К пьянству относились негативно, но пьяниц хватало. Умершего от перепоя приравнивали к самоубийце и не хоронили на городском кладбище. Но - например, в 1758 в своем пастырском послании [119] могилевскому магистрату Георгий Конисский возмущенно писал, 'среди простого народа укоренилсь пьянство, уже немало людей погибло без исповеди, и хоть зарывают их, как быдло, остальные все равно пьют'.

Широко были распространены кости и карты. Несколько биток найдено при раскопках. Найдена шахматная фигура, возможно, тура 17 в.

Нашли и детские игрушки, в 17 и 18-19 вв. 38 штук. Несколько видов.

Основная часть - игрушки-свистульки в виде птиц, всадников, лошадей, все 18-начало 19 в., только одна свистулька из 17 в.

Изделия с антропоморфными изображениями: ксендз в полном облачении, женщина с ребенком на руках (вторая половина 18-19 вв).

В 17-18 вв. в Могилеве делали целые наборы игрушечной посуды.

Уникальные детские игрушки - свинцовое кресло конца 16-первой половины 17 в.