Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лунин А.А.Историко-статистическое описание селе...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
243.93 Кб
Скачать

Черкасское

В давние времена на месте Черкасского царила глушь, способствовавшая развитию разбойничества. Для притонов разбойников в этой местности служили находящиеся здесь горы, покрытые лесами. Из этих гор особенно примечательны три горы, называемые Видим. Кладоуша и Дорониха. Все они довольно возвышены и имеют кругообразный вид. С горы Видим видна вся окрестная местность на далекое расстояние, отсюда гора и получала свое название. На горе Доронихе некогда жил с своею шайкой разбойник Дороня. Гора Кладоуша служила местом для кладов. В описываемые времена здесь не было проезда, и путешественники с опасностью совершали свой путь.

Впервые село Черкасское стало заселяться при князе Черкасском, от фамилии которого оно и получило это название. Говорят, что местность эта была подарена князю Императрицей

Екатериной II-й. Чтобы населить подаренную ему землю, князь Черкасский пригласил к себе всяких вольных людей, которые стекались к нему с разных сторон, как-то: из Павлова, Нижегородской губ., из Панина, Ярославской, из Корочарова, Владимирской, из Бекова нашей Саратовской, из Сибири и других мест. Свидетельством того, что в с. Черкасском поселилось много людей, пришедших из Сибири, могут служить фамилии Сибиряковых, которых в настоящее время в селе этом так много. С течением времени наплыв разного рода людей увеличивался: кто желал идти, как говорилось, «за помещика», селиться на его привольных и обширных местах, тот шел сюда, и приобретал оседлость, и таким образом понемногу образовалось настоящее вольного характера, разнообразного по вере, обширное, многолюдное село Черкасское. От князя Черкасского, вследствие родственных связей, оно перешло к графу Шереметеву, от Шереметева к графу Разумовскому, от Разумовского к графу Уварову, настоящему владельцу. В древности это голо называлось Камышлейкой, от реки Камышлейки, в истоках которой рос в большом количестве камыш. Называется оно еще Знаменским, по своему храмовому празднику.

Черкасское лежит в долу, окруженном с северо-западной и восточной стороны гористой местностью, имеющей дугообразное направление. Местность эта осеняется дровяным лесом, имеющим значительное протяжение. С юго-западной стороны Черкасское окружено равниной, засеваемой хлебами. Посредине села, вдоль улицы, протекает небольшая и неглубокая речка, в сажень ширины, известная под названием Камышлейки. Речка эта берет свое начало в северной части села, из оврага, богатого родниками и впадает в реку Терешку, простираясь около семи верст. При впадении в Терешку она проходит озеро Липилино, имеющее в длину около ста саженей, в ширину около тридцати. В озере этом водится карась, линь и в обилии рак. Па Камышлейке находится пять водяных мукомольных мельниц о 2-х поставах. Посреди села стоит каменный храм с колоннами, о пяти главах. В 200 саж. от него, через Камышлейку, на западной стороне села, лежит господский деревянный дом, окруженный рощей и небольшим фруктовым садом.

Черкасское весьма большое село с приличным деревянным строением, крытым тесом, за исключением немногих домов, крытых соломой. В длину оно тянется 4 ½ версты, в ширину более 200 саж. Улицы его прямые, весьма длинные, идущие с юга на север. Домов в нем числится по приходской ведомости 744, жителей муж. п. 2175, жен. 2281. об. п. 4457*. (По последней ревизии числится домов 820, жителей м. п. 2474). Все они крестьяне-собственники, получившие в надел даровой земли по одной десятине с четвертью на ревизскую душу**.

Имение местного помещика графа Уварова богатое. Земли у него имеется 19000 десятин, в том числе лесу 5070 десятин. Земля здешняя частью суглинистая, частью черноземная, вообще

____________________________________

* В эту опись не вошла жители, находящиеся в долговременной отлучке.

** Недавно Черкасские крестьяне приобрели покупкой часть земли у графа Уварова в вечное владение.

плодородная. Из этого числа сдается крестьянам: в яровом и паровом полях для посевов 5800 дес., лугов до 500. Сама экономия Уварова засевает в 2 полях 1000 десятин, преимущественно пшеницей и рожью. Хлеб, собираемый от посевов, молотится на собственной паровой молотилке, приобретенной за 6000 руб., которая обмолачивает в день до 1600 п. при 15 рабочих. Кроме посева хлебов экономия разводит с 1876 г. клевер и тимофееву траву, что составляет редкость в Вольском уезде. В экономии имеется до 6000 голов овец породы шленской и мериносовой. Лес графа Уварова находится в 3 верстах от Черкасского к северу, и состоит из чернолесья. Для заведывания лесной частью экономия имеет ученого лесничего. Ныне здесь существует дегтярное заведение, и разводятся сосны. Крестьяне черкасские сеют преимущественно рожь, пшеницу, в малом количестве просо, овес и ячмень. На огородах своих, лежащих по низким берегам Камышлейки, они садят преимущественно капусту и лук. Овощи эти они садят в большом количестве и от продажи их выручают значительные деньги. Некоторые выручают до 50 рублей. Есть в Черкасском до 10 человек пчеловодов, имеющих по 30 и более ульев. Но пчеловодство здешнее стесняется тем, что оно имеет свои помещения в помещичьих лесных дачах с платой известной аренды.

Но указанные занятия далеко не поглощают всей деятельности черкасских жителей. Население Черкасского в сильной степени занято промышленною деятельностью, которая проявляется здесь с замечательной энергией и предприимчивостью. По промышленной части в этом селе находится много сапожников, овчинников*, кожевников, шорников, мельников, гуртовщиков, приказчиков и торговцев разного рода. Сапожники, кожевники и шорники отправляются на разные ярмарки для сбыта своего товара, как-то: в Вольск, Балаково, Новоузенск. Камышин и Царицын. Из мельников многие находятся в отдаленных местах России хорошими крупчатниками. Гуртовщики закупают в Новоузенске и других местах рогатый скот и овец, пригоняют их в Черкасское, режут здесь и продают мясом и салом. У каждого такого гуртовщика имеется от 300 до 500 голов разного скота. Из приказчиков очень многие живут в Вольске у Плигина, Мельникова, у Нижегородских купцов Блинова и других. Кроме того, в селе этом есть много кузнецов, кирпичников, валяльщиков. Кузнечеством занимаются до 10 человек. Для выделывании кирпичей существую два кирпичных завода. Кирпичей на них выделывается на 10000 рублей. Валяльщики валяют теплые сапоги и войлоки. По хлебной части многие торгуют хлебом на сумму от 1 до 10 тысяч рублей.

Торговая деятельность черкасских жителей- значительно оживляется местным базаром и ярмарками. Базар здешний бывает в четверг.

____________________________________

* Ревизия медицинской части Вольского и Хвалынского уездов, произведенная г. Норденом в июне 1879 г., о кожевенных и овчинных заведениях в с. Черкасском говорит следующее: «кожевенных и овчинных заведений в Черкасском 9. Они устроены в самом селении в одиночных крестьянских избах, большею частью на задней части крестьянских дворов на берегу речки. Материал для производства работ состоит в кожевенных заводах из извести, дубовой коры и дегтя. Работает в каждом заведении не более одного или двух человек; один хозяин заведения, или же хозяин с одним работником, взятым нередко из среды его же семьи. Рабочие живут в своих жилых избах.

Ярмарка существует два раза в году: на Вознесение и Воздвижение. Постоянных лавок насчитывается до 10. На базаре и ярмарке продаются: хлеб, чай, сахар, соль, железо, кожаные и шорные произведения, щепной товар, красный товар, фрукты, овощи и цроч. Красным товаром некоторые торгуют на большую сумму. Из них краснорядец Моренов торгует на 10 т. рублей.

Местный храм построен в 1827 г. графом С. С. Уваровым. Он имеет обширное помещение. Настоящий храм от трапезы отделяется аркой. Престолов в нем три. Главный, в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в правом приделе во имя чудотворцев Косьмы и Дамиана, в левом в честь Вознесения. Иконостасы в храме расположены по прямой линии. Главный иконостас простирается доверху и состоит из икон двух неодинаковых по времени и достоинству работ. Иконы нижнего яруса хорошей академической работы, заказаны были графом Уваровым в Петербурге. Верхний ярус икон писан после и не имеет того достоинства. В приделах Косьмы и Дамиана и Вознесения иконостасы невысокие и уставлены иконами также хорошей академической работы. Прочие иконы, уставленные на стенах арки и других местах, взяты из старой церкви и не имеют по работе особенного значения.

При Черкасской церкви существует церковно-приходское попечительство. Сбора бывает до 60 руб. в год. Главная цель его поддерживание певчего хора, состоящего из 15 крестьянских мальчиков, учеников здешнего училища. Хором заведует один из учителей.

В Черкасском два училища: одно министерское*, состоящее из двух классов, и другое женское. Первое училище образовалось из земской школы, существовавшей здесь с 1872 г. по 1876 г. Оно имеет весьма хорошее просторное помещение в новом деревянном доме. Рядом с ним стоит другой такой же дом, назначенный для квартир учителей. В настоящее время обучается в ней до 50 мальчиков. Кроме наук преподаются в училище токарное и слесарное ремесла. Учителей здесь два. Женское училище помещается в наемной, тесной квартире. Учениц обучается до 25.

В Черкасском существует земская больница на двадцать кроватей, с двумя отделениями – мужским и женским. При ней состоит доктор, два фельдшера и фельдшерица-акушерка.

Население с. Черкасского наполовину раскольническое. Раскол занесен сюда в первое время заселения здешней местности. По приглашению первого владельца князя Черкасского сюда стекались с разных сторон люди или недовольные своим экономическим бытом, общественным положением, семейными или другими какими обстоятельствами, или же искавшие свободного отправления своей так называемой «старой веры», которая преследовалась органами светской и духовной власти. Переселившись сюда, они нашли здесь удобный приют и привольное житье. Вследствие этого, раскол, поселившийся в Черкасском, стал широко развиваться. Леса здесь открыли для него свои пристанища, в которых селились разные старообрядческие

____________________________________

* Бывший Управляющий графа Уварова Черноголовкин пожертвовал капитал в 2000 руб., на проценты с которого содержатся два ученика этого училища в Вольской учительской семинарии.

начетчики и начетчицы, привлекавшие своим наружным благочестием ищущих веры и спасения людей, недовольных православной церковью и ее служителями. Кроме того леса эти служили приютами укрывательства людей, имевших и другие темные цели. Эти люди были особого рода промышленники, делавшие фальшивые деньги. Из них немало наказано и сослано в Сибирь.

Вследствие того, что в описываемой местности поселились люди разных понятий, различных предубеждений, с наклонностью к старинным религиозным обрядам, и раскол здешний разделился на многие ветви и обособился в отдельные толки и согласия. Эти толки и согласия до того друг от друга различны, что не могут иметь между собою каких-либо посредствующих отношений. Мало того, вследствие совершенной разности своих взглядов на сущность религии, они питают друг к другу непримиримую вражду. которая разъедает их семейные и общественные отношения, и старается уничтожить друг друга. В этом слабое место здешнего старообрядчества.

Секты, развывшиеся в Черкасском: беглопоповская. австрийская, поморская и спасово согласие.

С внешней стороны черкасские крестьяне живут чисто, одеваются опрятно, в одежде и обуви приближаются к городским жителям. К Черкасскому принадлежат деревни: Камышевка, Никольская и Усовка.

Камышевка лежит в 10 верстах от своего села, на р. Алае. Домов здесь числится 132, жителей м. п. 373,. ж. 394, об. п. 767. Все они занимаются одним земледелием.

Деревня Никольская* или Дерябовка, лежит в 15 вер. от своего села, на р. Алае. Домов здесь 114, жителей м. п. 360., ж. 393, об. п. 753. Кроме земледелия, они занимаются продажей овощных семян, с которыми ходят по Заволжью, достигают Оренбурга и других отдаленных мест. Покупают они эти семена в Камышинском уезде и ниже. Сверх того, они садят в большом количестве капусту и бахчи. От продажи капусты многие из них выручают до 100 р. В Никольском, на р. Алае, есть замечательная господская мельница о пяти поставах, особого заграничного устройства. Мельница эта мелет чрезвычайно быстро. Каждый камень ее мелет до 650 п. в сутки.

Усовка лежит в 10 верстах от своего села, также на р. Алае, при впадении в Терешку. Домов здесь 36, жителей м. п. 129. ж. 137, обоего п. 266. Кроме земледелия, они занимаются содержанием постоялых дворов, чему способствует идущая здесь большая проселочная дорога. До 10 домов в ней весьма приличные, крытые тесом.

Жители этих деревень были крепостными графа Уварова, ныне они крестьяне-собственники с тем же душевым наделом, каким пользуются черкасские крестьяне. По вере они наполовину православные, наполовину раскольники, держащиеся вышеописанных сект. Из священно-служителей с. Черкасского достойны примечания протоиерей Ермил Филиппович Пиксанов и священник Григорий Иванович Декатов.

* В августе 1879 г. в дер. Никольской случился пожар, истребивший в ней до 50 домов со всем имуществом.

Ермил Филиппович родился в мордовском Пиксанкине, Кузнецкого уезда, от дьячка Филиппа Архангельского. Уволившись из «богословского класса» пензенской семинарии в 1818 г., он поступил на должность священника в с. Черкасское, Вольского уезда. Здесь, кроме своего пастырского служения, он проходил многие должности – был депутатом, миссионером и благочинным в продолжении 35 лет, За заслуги свои по духовному ведомству он был награжден скуфьей, камилавкой и, наконец, возведен в сан протоиерея. В 1853 г. он был перемещен из села Черкасского в село Куриловку, а в 1860 г. по собственному желанию и старости лет, уволен за штат. Пользовался от казны пенсией в 90 руб. в год. Умер в 1874 г. в с. Спасском у сына своего, священника Тимофея Пиксанова, 84 лет.

Благодаря личному знакомству с покойным Пиксановым, мы можем добавить нечто к тому, что сказано в его формуляре. Е. Ф. Пиксанов, вследствие бедности своего отца, содержался в училище и семинарии очень бедно, ходил в халате, часто быть без обуви, не имел свечей для занятий. Часто босой, в глубокую осень, ходил он в классы. Учиться же тогда было трудно, потому что все лекции были на латинском языке, и их нужно было списывать, так как печатных учебников не было, а для списывания лекций требовалось немало времени. Ректором семинарии был тогда монах Аарон, который относился строго к учебно-воспитательному делу. Отец Ермила Филипповича неоднократно уговаривал его исключиться из училища и поступить на должность дьячка, но Е. Ф. был непреклонен в своем желании продолжать учение. С «философского класса», кажется, обстоятельства жизни его изменились к лучшему. Е. Ф. случайно встретился с полковником Анцевым, который, обратив внимание на любовь его к науке (Е. Ф. был занят тогда «ификой»), пригласил его к себе в дом для обучения детей своих грамоте. В этом доме сначала Е. Ф. стыдился и краснел (голые ноги свои от стыда он прикрывал халатом; но потом, когда одежда его была улучшена, обувь сделана, он стал привыкать к светскому обществу и делаться развязнее. Не кончил он курса потому, что тогдашний архиерей нашел его достойным занять священническое место, а праздных священнических мест, но обширности епархии, было много.

Будучи священником в селе Черкасском, Е. Ф. жил хорошо и был щедро награждаем, благодаря покровительству местного помещика гр. С. С. Уварова. Он водил большое хлебосольство, в обращении с прихожанами был прост, за что от них пользовался любовью и уважением. В обществе он был веселый и умный собеседник, любил рассказывать анекдоты или сказать какие-нибудь стихи. С любовью вспоминал Е. Ф. о графе Сперанском, которого видел не один раз, так как в то племя Сперанский был в Пензе губернатором и, по словам о. Пиксанова, был добр и милостив к народу. Но злые языки очернили этого великого человека. Когда он отправился в Сибирь на должность генерал-губернатора, про него стали ходить в публике такие вирши, как передавал нам Е. Ф.:

«Граф Сперанский,

Породы не дворянской,

Сын попов,

Из больших плутов,

Сослан в Сибирь

Читать псалтырь».

Будучи на покое в Куриловке и в Шиханах у своего зятя. Е Ф. читал много, читал он всякого рода книги, но преимущественно духовного содержания. Читал он тогда, между прочим, журналы «Домашняя Беседа», «Странник». «Дух Христианина», «Душеполезное Чтение». Из светских книг он любил исторические сочинения, не чуждался и изящной словесности; тогда только он прочитал сочинения Пушкина (которых ранее не встречал), и они ему очень понравились.

Е. Ф. был человек осанистый, роста высокого, сложения крепкого, характер имел смелый и прямодушный. Однажды он, будучи в Куриловке, в 1857 году, начал поправлять церковь, расписывать ее красками, белить и делать в ней другие исправления. Он испрашивал на это разрешения у начальства, но указа из консистории еще не получил; между тем исправление церкви уже началось. На этот раз пожаловала в Куриловку одна важная особа, и при осмотре церкви, которая загромождена была лесами, спросила о. Пиксанова: «указ па поправку церкви имеешь?» – «Нет, не получил еще», отвечал Е. Ф – «Как же ты смел начать поправку?». Ответа не последовало. Чтобы наказать за это Е. Ф., особа спросила: «а читать-то ты умеешь? прочитай-ка апостол!». Обидевшись таким испытанием, в присутствии собравшихся прихожан, протоиерей отвечал: «не умею! не учился!». – «Экой грубый старик, экой грубый старик!» - воскликнула, уходя, особа. Е. Ф. не любил сутяжничества и своих подчиненных судил, по возможности, своим судом. Он обыкновенно говаривал по этому случаю: «бумажки клочок далеко повлечет!“

Замечательно, как умирал Е. Ф. Накануне дня своей кончины, он попросил свою невестку сшить ему из приготовленного полотна на смерть белье. В самый же день своей смерти он послал в ближайшее село за священником для совершения над ним таинства елеосвящения, и, когда священник долго не ехал, Е. Ф. печально и со вздохом говорил: «ах, не дождусь я его (священника), не застанет он меня!». Но священник застал Е. Ф. еще в живых и успел совершить над ним таинство елеосвящения. По окончании елеосвящения Е. Ф. велел угостить священника чаем, сам переместился, при помощи других, в кабинет, где и оставался до последней минуты своей жизни в молитвенном состоянии: он все крестился и читал молитвы. Перед кончиной вошел к нему сын его, и, видя его умирающим, заплакал. «Что плачешь? – сказал ему Е. Ф.–А ты читай-ка скорей отходную!». Сын стал читать отходную и не дочитал ее до конца, как Е. Ф. скончался.

Священник Г. И. Декатов, в продолжении более 20 лет вел с расколом успешную борьбу. С раскольниками всех согласий он вел беседы в церковной сторожке и у них на домах. Вследствие его вразумлений многие обратились в лоно православной церкви. Из числа обратившихся

укажем на крестьянина деревни Никольской, принадлежавшей к селу Черкасскому, Бещетнова, за которым обратились в православие еще 10 человек его последователей.