
Thesis Table content
Introduction
aim/target : commercial view about Russian market
Case study : Tulikivi & Valio
General view about political & commercial situation
Background
EU decisions made about Russian market (when, what , how these affect)
rupla, euro, dollar
General view about Russian – Finland Cooperation
how it was
today’s situation
how those EU political contracts affect
Interview Tulikivi & Valio
Business risks today in Russia
theory
Tulikivi, Valio
Analyzing business possibilities and threats between Russia & Finland SWOT
Analyzing problems & solutions Delphi
Conclusions
Summary
General view about political & commercial situation
В итоге, к 30му июля санкции затронули почти всех топ чиновников в России, за исключением Путина, Медведева, Лаврова, Шойгу и Чуркина, для сохранения дипломатических каналов. Также они коснулись нескольких ключевых олигархов и топ менеджеров гос.компаний. Санкции исключительно полезные и положительные, как для чиновников, так и для России. Потому, что представляя интересы страны, правильнее хранить деньги не в Европе или США, а в российских банках, покупать акции не Apple, а российских компаний, развивать собственные курорты и создавать условия для роста и прогресса российского бизнеса, а не иностранного.
Было применено эмбарго на поставки оружия в Россию, запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора, а также ограничение доступа России к технологиям в нефтегазе. Насколько сильно это повлияло на экономику России? Если бы не было налогов на нефтегаз и экспортных пошлин, то маржинальность компаний могла бы достигать фантастических 70-80%. На втором месте по маржинальности ИТ индустрия и фармацевтика. Встает вопрос: если бизнес дает маржу прибыли под 80% (без учета налогов на отрасль), то зачем развивать, например, тяжелую промышленность со средней нормой маржинальности в 5-7%? Но США и ЕС на самом деле очень помогли России, с принятием санкций ускорив процесс импортозамещения. Просто так взять и начать работать, брать на себя риски в бизнесе никто не захочет. Но когда каналы отрубают, то хочешь – не хочешь, а обстоятельства заставляют действовать. Ведь если была возможность избежать этих рисков, то тяжелая промышленность еще могла бы развиваться, обслуживая нефтегазовые компании, но не более.
Эмбарго на оружие и комплектующие не вызовет критических сбоев, т.к. исторически так сложилось, что еще со времен СССР и холодной войны оборонное обеспечение была отраслью, так называемого, замкнутого цикла, где почти все производилось внутри СССР. За исключением электронных компонентов, все остальное уже в ближайшие год-два можно развернуть в России. Что касается технологий в нефтедобыче, если говорить о технологиях для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и освоения арктического шельфа, то необходимо иметь несколько более углубленное представление о текущих и потенциальных потребностях нефтегазовой индустрии. Около 25% комплектующих и оборудования - иностранное. Однако, учитывая масштаб бизнеса и объем ресурсов не составит особого труда обойти ограничения. Нефтегаз — это же не какой то ранимый и беззащитный малый бизнес. Это целые империи по могуществу сравнимые с государствами. Так что я уверенна, что выход будет найден. Будет ли это производство необходимых технологий на территории Российской Федерации или же заказ их из заинтересованной станы – покажет время и изменения в ситуации.
Какие санкции могли быть губительными для России? 1. Разрыв корреспондентских отношений, клиринговых и расчетно-кассовых операций, что могло бы вызвать кризис ликвидности и заблокировать деятельность экспортеров и компаний, завязанных на внешнем финансировании, заблокировать торговое финансирование. 2. Торговый протекционизм. Ограничения или запрет на импорт из России нефти, газа и другого сырья. 3. Принудительная экспроприация или заморозка активов компаний или государства. А пока очередное шоу, губительное для самих шоуменов. Риски для России ограничиваются краткосрочным периодом при переориентации бизнеса и государства на новую парадигму взаимоотношений с сумасбродами из США и ЕС. В долгосрочном плане тенденции очень даже положительные. Ирония в том, что чем дальше – тем больше урона для сумасбродов и больше пользы для России.
Решением Совета Европейского союза от 17 марта[39] ввёл санкции против 21 российского и крымского политика и чиновника (физических лиц), в частности: запрет им въезда на территорию Евросоюза или транзита, а также замораживание «всех средств и экономических ресурсов, которые принадлежат, находятся в собственности или контролируются данными лицами»[39][40].
20 марта отменил проведение саммита ЕС-Россия, намечавшегося на июнь того же года[41].
21 марта «ввиду тяжести ситуации»[42] включил в список лиц, против которых вводятся санкции, двенадцать государственных и военных деятелей РФ и Крыма, а также руководителя агентства «Россия сегодня» Д. Киселёва[43].
25 марта запретил своим посольствам в России выдавать жителям Крыма все виды виз[44].
17 апреля Европарламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток»[45].
28 апреля принял решение о расширении списка лиц, против которых вводятся санкции, на 15 человек,[46] имена которых были опубликованы 29 апреля того же года[47][48].
12 мая расширил список лиц, против которых вводятся санкции, на 13 человек, а также ввёл санкции против компаний «Черноморнефтегаз» и «Феодосия»[49]. Также заявил о введении санкций против крымских компаний, конфискованных у Украины[50] и призвал все страны-члены ООН принять экономические, торговые и финансовые меры против России из-за присоединения Крыма и Севастополя к России[51].
14 мая отказался от участия в конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС: газовый аспект» проходящей в Брюсселе[52].
12 июля расширил санкционный список на 11 человек[53].
18 июля Европейский инвестиционный банк, по рекомендации Европейского совета, прекратил новое финансирование проектов в России[54][55][56].
26 июля расширил санкционный список на 15 человек и 18 организаций, из них 9 — субъекты, обвиняемые в подрыве территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины: «Луганская народная республика», «Донецкая народная республика», «Федеративное государство Новороссия», Международный Союз Общественных Объединений «Всевеликое Войско Донское», радикальная военизированная организация «Соболь», «Луганская гвардия», «Армия Юго-Востока», «Народное ополчение Донбасса», батальон «Восток»[57]; 9 — крымские компании, сменившие собственника после одностороннего провозглашения самостоятельности АР Крым: государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа», государственное предприятие «Севастопольский морской торговый порт», государственное предприятие «Керченский морской торговый порт», государственное предприятие «Универсал-Авиа», санаторий «Нижняя Ореанда», республиканское предприятие «Азовский ликеро-водочный завод», национальное производственно-аграрное объединение «Массандра», государственное предприятие «Агрофирма „Магарач“» Национального института винограда и вина «Магарач», государственное предприятие «Завод шампанских вин „Новый свет“»[58][59].
30 июля ввёл санкции против 8 человек, а также против Российского национального коммерческого банка, концерна ПВО «Алмаз-Антей» и авиакомпании «Добролет»[60]. Также ввёл санкции сферах торговли и инвестиций против Крыма и Севастополя[61][62]:
Установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг.
Установлен запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды.
Европейским финансовым структурам запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями.
31 июля ввёл санкции против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Также ввёл эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям. Обязал экспортёров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию, а также ввёл запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти[63][64].
12 сентября ввёл ряд санкций[65]:
Запретил организацию долгового финансирования трех топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти». Запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг.
Ужесточил ограничения на предоставление займов и инвестиционных услуг для пяти российских банков: «Сбербанка России», ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Запрещена выдача им кредитов сроком более 30 дней, приобретение и торговля их новыми облигациями, акциями и подобными фининструментами сроком обращения более 30 дней.
Запретил организацию долгового финансирования для трех крупнейших оборонных концернов России: «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединённой авиастроительной корпорации».
Включил в санкционный список девять российских оборонных концернов: концерн «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», концерн «Калашников»,Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», НПО «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт».
Включил в санкционный список двадцать четыре человека.
29 ноября внёс в санкционный список тринадцать человек и организации «Донецкая республика», «Мир Луганщине», «Свободный Донбасс», «Народный союз» и «Луганский экономический союз»[66].
4 декабря уточнил формулировки санкций по нефтедобыче, введённых против России. Согласно внесённым правкам, ограничения касаются оборудования не только для российской территории, но и для её исключительной экономической зоны и морского шельфа. В то же время было уточнено, что под запрет поставок подпадает только техника и оборудование «для разведки и добычи нефти на глубине более 150 м на морском шельфе за Полярным кругом» и для «проектов, которые потенциально могут использоваться для разведки и добычи сланцевой нефти путём гидроразрыва», а также что данное ограничение не касается проектов по разведке и добыче нефти, «залегающей в обычных резервуарах, сквозь сланцевый слой». Кроме того, поправками была разрешена поставка в Россию оборудования для нефтедобычи, которое оказалось под санкционным запретом, в случае необходимости ликвидации техногенной катастрофы, «которая может представлять серьёзную или значительную опасность для окружающей среды и здоровья людей» (в этом случае поставки осуществляются без какого-либо разрешения, если европейский поставщик сообщит о них надзорным органам в течение пяти рабочих дней)[67][68].
20 декабря запретил инвестиции в Крым и Севастополь[69][70]:
Для европейских и базирующимся в Европейском союзе компаний введён запрет на покупку недвижимости и предприятий в Крыму, финансирование крымских компаний и предоставление связанных с эти услуг, оказание туристических услуг в Крыму (исключением для захода туристических лайнеров являются только чрезвычайные ситуации);
Также ввёл запрет на на поставки в Крым около 200 наименований товаров, в частности, технологии, которые касаются транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов, а также разведки и добычи газа, нефти и минеральных ресурсов, и драгоценные металлы — золото, серебро и платину, а также полуфабрикаты из них;
Кроме того, запретил оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой полуострова.
Воздействие санкций на деловые связи с Россией
Промышленность:
Германский концерн Rheinmetall прекратил поставки оборудования в Россию[102].
Германский транснациональный концерн Siemens объявил, что будет строго придерживаться всех введенных санкций против России[252].
Французская компания Renault Trucks Defense, принадлежащая шведскому концерну Volvo, приостановила разработку совместного с Россией проекта боевой машины пехоты «Атом»[253].
Итальянская фирма «Финкантьери» приостановила совместный с ЦКБ МТ «Рубин» проект по разработке малой неатомной подлодки S-1000[254].
Французская компания «EDF Trading» отказалась от российского термального угля компании «Заречная»[255].
Итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras отложила планы по созданию совместного предприятия с ОАО «Роснефть» по продажам нефти и нефтепродуктов[256].
Швейцарско-нидерландский нефтетрейдер Vitol приостановил переговоры о привлечении у европейских банков и США около 2 миллиардов долларов для предоплаты Роснефти в обмен на последующие поставки нефти[257].
Американская корпорация Applied Materials отказалась поставлять оборудование для завода по производству микросхем MRAM-памяти в Москве[258].
К сентябрю 2014 года американская нефтяная компания ExxonMobil, являющаяся крупнейшей частной нефтяной компанией в мире, остановила работы по девяти из десяти проектов в России[259].
Нидерландско-британская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell остановила сотрудничество с российской нефтяной компанией «Газпром нефть» в рамках совместного предприятия «Ханты-Мансийский нефтяной союз»[260].
IT-бизнес:
30 апреля американские IT-компании, в том числе Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard, прекратили сотрудничество с российскими банками и компаниями, в отношении которых власти США ввели санкции[261].
Финансово-экономическая сфера:
21 марта 2014 года международные платёжные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, выпущенных российскими банками, аффилированными с лицами из списка санкций США. Среди первых пострадавших — клиенты банков АКБ «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапиталбанк», СМП Банк, «Финсервис» и др. (всего семь российских банков)[262].
16 апреля Банк Кипра прекратил работу всех своих отделений в Крыму «в связи с последними событиями на Крымском полуострове»[263].
От участия в Петербургском международном экономическом форуме отказались руководители более 30 компаний, в их числе руководители компаний: Goldman Sachs, Morgan Stanley[264], ConocoPhillips, Airbus Group, Visa Inc., Alcoa, Siemens, Citigroup, International Paper Company, Pepsi, Eni, Bain & Company[265], Enel[266],E.ON[267], Boeing[268], Deutsche Bank[269].
26 декабря 2014 года платёжные системы VISA и MasterCard прекратили обслуживание своих карт в Крыму[270].
Туризм:
Круизные компании отменили заходы своих лайнеров в крымские порты. В частности, о таком решении официально заявили Costa Crociere, Azamara, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Windstar Cruises, MSC Cruises, Червона Рута[271].