
- •1.Становление государственности у племен Восточно-европейской равнины
- •В период с VI до конца X века.
- •1. Оседлость способствует развитию и укоренению родовых отношений.
- •Киевское государство в конце X – XI вв.: его органы и характерные черты.
- •Становление права и закона в Древней Руси ( до начала XI в.).
- •Эволюция древнерусской государственности во второй половине XI – XII вв.
1.Становление государственности у племен Восточно-европейской равнины
В период с VI до конца X века.
Отношения управления-подчинения предки человека унаследовали от высокоорганизованных животных вместе со стадным образом жизни. Еще в эпоху присваивающего хозяйства предводитель первобытной общины исполнял функцию распределения сообща добытого продовольствия, пользуясь престижем у членов своей общности. Функция распределения и перераспределения – редистрибуции, приобретает все возрастающее значение после того, как окончательно устанавливается половозрастное разделение труда с появлением Homo sapiens – человека разумного (200 тыс. лет назад).
Славяне начали переходить к производящему хозяйству не ранее III в. н.э. Этот переход сопровождался зарождением и формированием родовых отношений, предпосылкой чему служит осознание супругами права собственности на своих детей. Первобытная община превращается в род – союз (общность), основанный на кровных связях и предназначенный на основе обязательной взаимопомощи обеспечить своим членам совместное выживание.
В IV - VI вв. н.э. славяне, находясь на ранней стадии родовых отношений, осуществляют расселение (экспансию), в том числе и на территорию Восточно-европейской равнины. В VI в. славяне переходят к оседлости, но еще не знают рабства, допуская пленников в свой состав.
В VI в. н.э. на территории Восточно-Европейской равнины ее население еще не завершило переход к родовым отношениям. На этой стадии каждый мужчина выполнял 2 социальные функции - труженика и воина. Существовала всеобщая и примерно одинаковая вооруженность населения.
В VII – IX вв. у племен Восточно-Европейской равнины происходят коренные сдвиги в хозяйственной деятельности и идет завершение перехода к производящему хозяйству. Это сопровождалось появлением устойчивого наличия излишка над необходимым продуктом - прибавочного продукта.
Это в свою очередь имело целый комплекс следствий:
1. Оседлость способствует развитию и укоренению родовых отношений.
Внутри родов обособляются большие семьи, уже способные вести самостоятельно свое хозяйство и имевшие преимущественное право собственности на произведенную ими пищу. В большой семье под главенством старшего по возрасту мужчины – патриарха, были соединены как боковые ветви, так и нисходящие, то есть вместе с патриархом проживали и вели общее хозяйство его младшие братья, его дети, братья детей и так далее. Члены большой семьи размещались внутри нее на различных уровнях старшинства в силу случайности рождения (коническая структура).
Между семьями внутри рода старшинство определялось путем предъявления всем принадлежащей семьям пищи и реализации института дарения – отдаривания. /Do ut des – даю тебе, чтобы ты дал мне/. Патриарх - глава семьи, располагавшей наибольшим количеством пищи, становился старшим среди старших - старейшим, то есть старейшиной. Те семьи, которые, не имея права уклониться от угощения – не принять дар, оказывались не в состоянии отдариться, себя признавали обязанными, морально зависимыми, а главу самой обеспеченной семьи – обладателем не только престижа, но и авторитета. Принадлежащая ему функция распределения дополнялась функцией распоряжения.
Усиление неравенства между семьями внутри рода; социальное неравенство закреплялись и дополнялись имущественным расслоением – одни обладали большим богатством, чем другие и этим были известны всем остальным внутри рода. Их все знали – они составляли родовую знать.
2. Функции распределения были перенесены с пищи на ее источник – землю. Распределение земли и разрешение споров по поводу этого становилось той деятельностью, которая расценивалась как дар, а потому предполагала отдаривание в виде доли урожая (предпосылка возникновения налогообложения).
3. Запрещение кровосмешения и рост численности населения внутри родов вели к укреплению межродовых связей, на основе которых складывается большая общность – племя. Внутри племени старшинство между родами устанавливалось так же, как и между семьями внутри рода. Знать становилась родоплеменной. С появлением в структуре племени единоличного предводителя – вождя, взаимодействующего со старейшинами родов, племя превращается в простое протогосударство.
4. Общественное положение семей в составе рода, родов внутри племени, а также старейшин и вождей племен становится наследственным (тенденция к специализации в управлении).
5.С появлением прибавочного продукта становится экономически оправданной эксплуатация человека.
6. Располагая излишками пищи, общность - род и особенно племя – обретает способность и потребность высвободить из производства часть соплеменников, которая принимает на себя занятие только одним видом деятельности – войной и военным управлением, что необходимо для выполнения функции защиты – нападения.
Т.о., происходит второе общественное разделение труда: в составе каждой общности – рода и племени формируется своя военно-профессиональная группа, которую общность содержит добровольно.
На северо-западе Восточно-Европейской равнины процесс выделения военно-профессиональных групп у местных племен был ускорен набеговой эксплуатацией со стороны варягов. Устраняя эту угрозу, племена, во-первых, пережили процесс внутреннего сплочения; во-вторых, сформировали собственное военно-профессиональное управление; в-третьих, закрепили старшинство между родами их территориальным размещением и строительством городов. Такое размещение населения – центрально-периферийная система - явилось основой позднейшего территориально-административного деления, которое основывалось на принципе «округа тянет к городу» и ввиду его естественного происхождения называется историческим. Такое деление являлось вместе с тем и системой территориального представительства в обществе и государстве: «Что в городе порешат, на том и пригороды станут».
После победы над варягами между племенами – победителями начинается то усиливающаяся, то затухающая борьба за превосходство. Военное противостояние было чревато взаимоистреблением и ослаблением перед лицом внешней опасности.
Военные столкновения удалось прекратить на основе договора между племенами о призвании Рюрика – князя, которому предоставлялось полномочие «ряд - ить ны (нас) по праву» - помогать договариваться конфликтующим на основе права ради предотвращения вооруженного противоборства.
Рюрик принял на себя посредническую функцию и мог ее исполнять потому, что не принадлежал ни к одному из местных племен (непредвзятость есть основополагающий принцип древнерусского судоустройства до середины XVI в.).
В конце IX в. князь Олег, возглавив надплеменную военно-профессиональную верхушку, строит в результате военных походов составное протогосударство с центром в Киеве. Располагая военным превосходством, Олег подчиняет себе окрестные племена, взимая с них дань. Те племена, которые ещё не знали уплаты дани, «примучивались» - приучались ее платить с помощью пыток (государственного террора). Даннические отношения из добровольных были превращены в принудительные. Тем не менее, в рамках этих отношений обязанные платить дань подданные располагали правом на предоставление им военной защиты теми, кто взимал с них дань. Составное протогосударство естественным образом уже принимало на себя обязанность исполнять функцию внешней защиты своего населения. /Сказание об Олеге и радимичах/
До середины X в. князья сами осуществляли сбор дани, ежегодно отправляясь в «полюдье» и исполняя в ходе него посредническую функцию. После убийства князя Игоря в 945 году княгиня Ольга проводит реформу, установив «уроки» и «погосты» - размеры и места сбора дани. Территории, на которых проживали отдельные родовые общины, становились единицами территориально-административного деления, имевшими налоговое предназначение. Их населению предоставлялась функция первичного сбора дани, которую свозили на погост – одноименный с налоговым округом центр принадлежащей роду территории. Именно туда прибывали «погостить» - ненадолго побыть без права разъезжать по окрестностям, сборщики дани. Им надлежало собранную населением погоста дань отвезти в Киев. Полюдье было заменено повозом.
К концу X в. на Руси сложились три важнейших признака государственности:
1. публичная власть ( в лице князя и его воинского окружения) над обществом
2. Налоги в виде упорядоченной дани.
3. Государственная территория, определявшаяся расселением подданных.