Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тексты (социология) / Скан_книга_ Западно-Европейская_Социология_19вв.doc
Скачиваний:
545
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Глава XXVI

НЕОБХОДИМОСТЬ В НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ .!...'

Моя характеристика значения позитивизма для народа была бы недостаточна, если бы я вкратце не указал здесь на такую систему всеобщего образования, которое должно составлять одновременно и главную функцию новой духовной власти, и наиболее могущественный способ удовлетворения законных

желаний пролетариев.

Социальная заслуга католицизма состояла, главным образом, в установлении впервые, поскольку это возможно было в средние века, систематического образования, общего безраз­лично для всех классов, не исключая даже тех, которые пребывали еще в рабстве. Эта важная реформа по необходи­мости была связана с началом создания духовной власти, независимой от светской. Помимо ее временных благодеяний, мы ей обязаны и некоторым вечным принципом, а именно тем, что мораль должна преобладать над наукой.

Но этот первый опыт должен был быть чрезвычайно неполным как вследствие несовершенства среды, в которой он производился, так и благодаря недостаткам руководившей им Доктрины. Предназначенное преимущественно для угнетенных народов, это образование должно было, главным образом, внушать почти пассивную покорность, и только правящим классам приписывались обязанности, но без всякой истинной интеллектуальной культуры. Эта двойственность вполне отве­чала учению, которое полагало основную цель каждого ин­дивидуального существования вне социальной жизни, и пред­ставляла все явления подчиненными тайной воле.

С этих различных сторон католическая система образования

м°гла быть действительно пригодной только в средние века,

0 время постепенного освобождения избранной части чело-

^Чества от древнего рабства путем превращения этого инсти-

j/Ta сперва в крепостное состояние, чтобы достигнуть затем

°ЛНого освобождения личности. При древнем строе католи-

155

есКая система была бы разрушительной; при новом она была

бы рабской и недостаточной. Она должна была служить лщць длительным и трудным переходом от одной формы обществен, ности к другой. После своего освобождения от личной завц. симости, пролетарии стали развивать прогрессивную деятель, ность, стремясь достигнуть истинного коллективного положе. ния, но вскоре они почувствовали, что эта система никоим образом не может удовлетворить их интеллектуальные и со. циалъные потребности.

Тем не менее, именно она до сих пор являлась единствен­ной истинной системой всеобщего образования, ибо нельзя присвоить это название мнимому университетскому образова­нию, которое, благодаря метафизикам, постепенно, начиная с конца средних веков, одержало верх на всем Западе. То было только расширение социального образования, которое раньше получали священники и которое сводилось преимущественно к изучению латинского языка и диалектики, необходимой для защиты богословских догм. Этика же оставалась связанной только с теологическим образованием. В сущности, это ме­тафизическое и научное образование способствовало переходу к новому порядку только своей критикой, хотя оно попутно и участвовало в органической эволюции и, в особенности, эстетической. Его недостаточность и нерациональность все более и более обнаруживались по мере того, как оно распро­странялось среди новых классов, истинное назначение кото­рых, как активное, так и умозрительное, требовало совсем иной подготовки. Поэтому эта мнимая всеобщая система никогда не имела успеха среди пролетариев, даже у протестантских народов, хотя каждый верующий становился у ■ них как бы священником.

Итак, вследствие дряхлости теологического и бессилия метафизического методов мышления, основание истинной системы народного образования выпадает на долю позитивиз­ма, так как только он способен ныне надлежащим образом примирить два рода одинаково необходимых условий, а имен­но: умственные и нравственные, которые с конца средних веков постоянно противопоставлялись. Преобладание сердца над рассудком будет теперь более прочно установлено, чем при католическом режиме, причем на свободу истинного умозрения не будет сделано никакого посягательства. Ибо, как и в активной жизни, рассудок будет всегда упорядочивать чувство, естественное развитие которого, начинающееся с рождения, будет неизменно расти, благодаря троякому упражнению: личному, семейному и социальному.

Н Глава XXVII

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. - КРАТКОЕ 1 ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ

Характеризуя главное назначение новой духовной власти, я уэке прямо коснулся окончательного согласования всеобщей морали. Вот почему я должен здесь ограничиться указанием на высокое положение, которое она сначала самопроизвольно, затем систематически займет во всем курсе позитивного образования и каким образом она сама собой окажется свя­занной со всей системой реальных знаний. Подобное обра­зование, а татсже практическая жизнь, к которой она должна подготовить, будет всегда подчинять умы общественной пользе, считая последнюю целью, а первый — средством. Оно в особенности предназначено подготовить пролетариев к их благородной социальной службе в качестве главных помощ­ников философской власти, а также побудить их лучше выполнять свои специальные функции.

Обнимая период от рождения до совершеннолетия, все образование делится на две> общие части: одна по существу самопроизвольная, заканчивающаяся с наступлением половой зрелости или с началом обучения ремеслу, должна по возмож­ности иметь место в семье и состоять, главным образом, в развитии эстетического вкуса; другая — систематическая — будет преимущественно состоять из ряда публичных научных курсов об основных законах различных родов явлений и будет служить фундаментом для моральной координации, которая должна направить все приобретенные раньше познания к их общему социальному назначению. К сроку, указанному долгим опытом как на время законного совершеннолетия, когда у нас принято считать практическое обучение законченным, каждый пролетарий окажется, таким образом, подготовленным умом и сердцем к общественному и частному служению.

... В течение последней половины первоначального обра­зования, когда будет развиваться преимущественно воображе­ние, индивидуум совершит свою собственную философскую эволюцию, поднимаясь от простого первичного фетишизма к Истинному политеизму, как это сделал в свое время род, Находясь на той же стадии. Это неизбежное сходство между личным развитием и социальным прогрессом всегда более или Менее обнаруживалось вопреки предостережениям христиан­ского эмпиризма, которые никогда не могли отвлечь ребенка °т наивных фантазий, свойственных этому фазису. Позитивное °бразование бережно отнесется к этому необходимому стрем­лению, не требуя от родителей, однако, никакого лицемерия и Не давая места противоречию в будущем. Чтобы все при-

156

157

мирить, достаточно будет быть искренним и говорить ребенку что его первоначальные верования соответствуют только дет,| скому возрасту и должны привести его к другим воззрениям согласно основному закону всякой человеческой эволюции' Подобное мудрое отношение, кроме своего научного преиму. щества приучить ребенка к этому главному догмату позити­визма, естественным образом воздействует на нарождающееся чувство общественности, наперед располагая сочувственно относится к многочисленным народам, находящимся еще на этой ступени интеллектуальной жизни.

Вторая часть позитивного образования не может оставаться чисто домашней, так как она требует школьного преподавания, в котором большая часть родителей сможет принимать только второстепенное участие. Но эта необходимость не должна, однако, привести к лишению ребенка семейной жизни, не перестающей быть весьма важной для его нравственной эво­люции, требования которой должны всегда иметь перевес. Он может слушать лучших учителей, не подвергая свои личные и внушенные семьей нравственные привычки изменениям, неизбежно налагаемым нашими схоластическими монастырями. Соприкосновение со сверстниками, которое, по-видимому, вознаграждает за ущерб, наносимый в этом случае личности, может быть достигнуто еще лучше свободным знакомством с другими семьями, причем могут быть приняты во внимание чувства симпатии. Это требование, делающее одновременно более легким и более совершенным народное образование, может оказаться неподходящим только для некоторых про­фессий, специальная подготовка к которым, может быть, и впредь потребует обучения в закрытых заведениях. Но я сомневаюсь, чтобы даже в этих исключительных случаях эта необходимость оставалась окончательно неизбежной.

Что касается общего хода систематического образования, то он уже ясно и точно начертан энциклопедическим законом, составляющим второй необходимый элемент моей теории эволюции. Ибо научные познания пролетария, подобно поз­наниям философа, должны относиться сперва к неорганиче­скому миру, затем к нашей собственной личной и социальной природе, дабы создать двойное рациональное основание для нашего повседневного поведения...

Философская эволюция индивида, подобно эволюции рода, завершится ... переходом от первобытного политеизма к врож­денному монотеизму, благодаря возрастанию влияния рассудка на преобладавшее в начале воображение. Нужно будет также относиться с уважением к этому свободному метафизическому переходу, когда каждый наивно отдает последнюю дань глав­ным условиям развития человека. Следует признать, что этот

предварительный метод мышления будет всегда соответствовать отвлеченной и независимой природе математических теорий, которые поглотят первые два года учения. Покуда дедукция цмеет перевес над индукцией, ум по необходимости остается расположенным к метафизическим понятиям. Их само собой совершающееся развитие вскоре приведет каждого к сведению своих первоначальных теологических идей к более или менее смутному деизму; последний благодаря физико-химическим теориям, без сомнения, выродится затем в некоторого рода атеизм, который под благотворным влиянием биологических и в особенности социологических понятий окончательно будет заменен истинным позитивизмом.

Таким-то образом окончательная систематизация морали совпадает с полным личным сознанием общей человеческой связи, что позволит новому члену человечества как следует относиться ко всем своим предкам и современникам, не переставая работать для грядущих поколений.