Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы экологии и природопользования.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
18.73 Mб
Скачать

Введение Что такое экология, наука она или мировоззрение?

Экология, долго ютившаяся где–то на задворках биологии, вдруг сделалась королевой научного бала. К ней прикованы взоры широкой публики, многих ученых, политических деятелей. Говорят об экологизации промышленности, экологической политике, даже об экологическом мировоззрении. Всех "экологий", что народились за последние годы, не перечесть (100 и более дисциплин) – от традиционной биологической экологии (растений, животных, микроорганизмов) и общей экологии, объединяющей все биоэкологические знания, до глобальной экологии, археоэкологии (экологии древнейшего человека) и экологии города, даже рекреационной экологии, связанной с отдыхом людей.

К огорчению некоторых биологов, экология покинула родные стены биологически чистого дома и, оттеснив материнскую науку – биоэкологию, частично старушку–географию со многими ее солидными отраслевыми потомками типа биогеографии и отчасти климатологии, чуть–чуть социологию, гигиену, даже экономику, заняла, взрывообразно внедрившись между естественными и общественными науками, самостоятельное место в системе знаний (рис. 42). Более того, она стала знамением современного этапа развития общечеловеческой культуры. Заговорили об экологической культуре или экологической фазе мирового прогресса.

Рис. 42. Экологический взрыв в науке.

Произошло это без ведома, а иногда и вопреки желанию традиционных экологов. Они растерянно смотрели, как "их" наука расширялась, узурпировалась "варягами" из других отраслей науки и возвращалась к ним в неузнаваемом виде и объеме, который значительно превышал их знания, привычные подходы, все то, что ныне называют емким, но не очень понятным словосочетанием "научная парадигма" (установившаяся аксиоматика знания). Кое–кому из биологов показалось, что случилось непоправимое. Однако фактически и биоэкология вышла на передовые рубежи прогресса. Никто теперь не скажет, что эколог – это тот здоровый мужик, который, вместо того чтобы работать, лежит и смотрит в бинокль, как белка орешки грызет.

Новая "большая" (мега) экология оказалась без соответствующих профессионалов. Выражаясь языком экологии, у экологов расширилась экологическая ниша – функциональное место в сети жизни (говорят, что она сходна с "профессией" организмов), но сохранилось прежнее местообитание (его сравнивают с "адресом" организма). Биоэкология так пока и осталась в недрах биологии, теснимая, а порой и объединяющаяся с модными в этой науке, да и не менее важными в практическом и теоретическом отношениях молекулярной биологией, комплексом физиолого–биохимических дисциплин. Новым, «большим» экологам (мегаэкологам) в системе науки формального места пока не нашлось. Научное направление, относительно внезапно ставшее в один ряд с такими циклами знания, как материнская биология, физика или химия, не получило четкой "прописки". В нашей стране еще только возникают экологические факультеты в университетах, очень мало "новоэкологических" научных учреждений.

Пока вместо стройной мегаэкологии как синтетической нау­ки четко обозначились лишь экологические проблемы и особый, "экологический" общенаучный подход к этим проблемам. Хотя все мы, как подчеркивал В.И. Вернадский, специализируемся не по наукам, а по проблемам, тем не менее, экология без профессиональных экологов – прямой путь к тому, чтобы на многие вопросы не было ответов.

Обостренный интерес к новому циклу знания привел к тому, что все стали «экологами», науку захлестнул поток непрофессионализма, началась удручающая профанация экологического просвещения и высшего образования. Не имея экологов–профессионалов, коллективов специалистов и научной экологической общественности, околоэкологическое бурление порождает массу информационных шумов.

Очень не просто осознавать, что человечество вступило в но­вую эпоху развития. Для людей мира путь вширь закончился: пла­нета не только нацело освоена, но дальнейшее ее преобразование смертельно опасно.

Расщеплен атом, тяжелые металлы рассеяны по поверхности земли, есть угроза, что тоже произойдет с радиоактивными веществами, а естественное плодородие все больше уступает место искусственному заменителю – минеральным удобрениям. Процессы саморегуляции численности врагов растений уступили место гибельному распространению пестицидов. Нет такого ядохимиката, который был бы смертелен для одних организмов и абсолютно без­вреден для других. Все живое физико-химически едино.

Начался новый путь человечества – самоусовершенствования общественных механизмов в рамках сузившихся возможностей биосферы Земли. В дальнейшем преобразовании нуждается не природа, а мир людей. Он должен соответствовать великим законам жизни, а не волюнтаристски развиваться им вопреки.

Необходимо осознать всю глубину происходящего переворота. На смену сначала присваивающему, а затем производящему хозяйству с их экологическими и экономическими кризисами, промышленной и научно–технической революциями, преобразованием природы незаметно приходит не просто новый этап развития хозяйства, не третья техническая революция, но совершенно новая эра – саморегуляции человечества. Оно переходит от экспансии в природу к самоизменению, пытается вписаться в нее после тысячелетних попыток ухода из естественной натуры. В этом и состоит, по словам В.И.Вернадского, ноосфера – разумное воздействие на себя, дабы спасти природу для собственного существования. Пока не умерла природа, живет и человек – ее неотъемлемая часть.

Человечество должно обратиться к расширенному использованию вторичных ресурсов и отходящего тепла. Иначе мусор и пустые горные породы покроют сушу грязным слоем. Мировой океан будет отравлен нечистотами, мир поразит термодинамический (тепловой) кризис, да и не хватит людям первичных естественных ресурсов. Они уже сейчас в дефиците.

Слишком много человек взял у природы. Наступил час ее воспроизводства человеком. Природе необходимо отдать максимум ей принадлежащего, сохранить экологическое равновесие. Особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.д.) в этих условиях оказываются не только местами для любования и сохранения видов живого, но важнейшей сферой общеземных услуг, экологическими балансирами, без которых не смогут выжить ни растения и животные, ни человек.

Сам он, человек, требует внимательного воспроизводства. Труд, земля, капитал – все это в наши дни ничто, если нет знания. Умный, знающий, умелый человек – драгоценнейший товар. Это нужно понять и человека ценить. Его здоровье – величайшее богат­ство, куда большее, чем любая вещь. Незаменимых людей нет, а заменимого человека не сыщешь – таково современное кредо про­свещенного человечества.

Должен произойти глубокий перелом в сознании людей, их миропонимании, отношении к природным богатствам.

Мы живем в начале постконфронтационного времени. Кровавая война не может дать ничего, кроме слез матерей и страданий народов. Уже во второй мировой войне выиграли не победители, а побежденные. Они перестали тратить деньги на оружие и обрели экономическое благополучие. Это урок всему человечеству.

Таковы вехи экологизированного общественного развития. Плохо, что люди, занятые мелкими дрязгами, их почти не замечают.

Уважение к минувшему –

вот черта, отличающая

образованность от дикости.

А.С. Пушкин