
- •Типология форм архитектурной среды
- •191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26
- •1. Введение
- •2. Форма и функция
- •2.1. Формы жилых пространств и комплексов
- •2.2. Формы общественных и производственных объектов
- •2.3. Формы коммуникационных пространств
- •2.4. Функция и геометрия формы.
- •3. Форма и конструкция
- •3.1. Типология несущих систем (по х. Энгелю)
- •3.2. Форма и материал
- •4. Семантика формы
- •4.2. Символическая геометрия
- •4.3. Семантика форм архитектурной среды
- •5. Заключение
2.2. Формы общественных и производственных объектов
Приобщение к коллективной жизни для человека выражается, главным образом, в трех родах взаимодействий: производство (взаимодействие с миром с целью создать нечто, не существующее в природе; в современности чаще всего – через посредство техники), обмен (взаимодействие с людьми с целью получить продукт, произведенный ими, взамен собственного продукта; в современности усложняется из-за растущего числа посредников между производителем и потребителем) и потребление (взаимодействие с продуктами чужого производства). Если принять во внимание, что производиться, обмениваться и потребляться могут как материальные, так и не материальные ценности, в том числе информация, то следует признать, что почти все многообразие взаимодействий в человеческом сообществе можно свести к этим трем родам, кроме тех, которые направлены на служение (Богу, хозяину, родине, другим людям, любви и пр.) и хранение (продуктов, информации и прочих ценностей).
Как производственные сооружения, так и пространства собрания масс людей часто требуют большепролетных конструкций, чтобы вместить крупногабаритное оборудование или не отделять людей друг от друга промежуточными опорами. Существует три рода пространств для собирания людей: пространство общения (собрания), пространство обращения (почитания) и пространство игры.
Пространство общения по своей форме тяготеет к кругу: люди собираются в кружок, чтобы общаться на равных. Если один из них главенствует, внимание остальных направлено к нему – образуется «ось почитания», отличительный признак пространства обращения (рис. 9, 10).
Рис. 9. Схемы пространств общения и обращения. План готического собора в Кельне как пример пространства обращения.
Рис. 10. Камерный концертный зал Х. Шаруна (1984-1987) как пример пространства общения. План, общий вид, разрез.
Пространство игры имеет динамическую структуру. Оно основано на игре вниманием человека.
2.3. Формы коммуникационных пространств
Коммуникация как пространство, связывающее различные функциональные блоки в единый архитектурный организм, является одной из важнейших форм организации среды человеческого обитания. Различают:
улицы и площади (внутри зданий это коридоры, галереи, вестибюли, холлы, лестничные площадки и т. п.);
вертикальные (лифты, лестницы, эскалаторы) и горизонтальные коммуникации;
наклонные улицы (рампы и пандусы) и т. д.
Особое значение коммуникации приобретают в структуре крупных жилых комплексов и городов.
Город есть обустроенное пространство для жизни сообщества людей, оторвавшихся в экзистенциальном смысле от земли. Этим они отличаются от обитателей сельской местности, образ жизни которых тесно связан с землей, с природой и ее плодами. Структурное различие города и деревни состоит, прежде всего, в том, что деревенское поселение развертывается по земной поверхности, в тесной взаимосвязи с природным ландшафтом, тогда как породным свойством городского поселения является его пространственное развертывание.
Дневная поверхность города принадлежит всем горожанам; на нее выходят общественные пространства, обслуживающие городские потоки. Надземное пространство отдается жилым единицам, подземные ярусы занимают обслуживающие пространства. Таким образом, город стремится расти вверх и вглубь, деревня распространяется по поверхности.
Другим породным свойством городского поселения является все возрастающая интенсивность взаимодействия его обитателей, ибо город – это пространство многообразного обмена: вещами, умениями, информацией. Как следствие, возрастает значение городских коммуникаций, вбирающих в себя потоки людей и вещей и связывающих разные пространственно-функциональные единицы-«клетки» и комплексы-«органы» города в единое целое.
Чистота коммуникаций, в первую очередь транспортных, служит необходимым условием здорового существования городского организма. Каждое пересечение коммуникаций в одном уровне создает угрозу безопасности участников дорожного движения. Чем интенсивнее поток, тем более опасными становятся пересечения и больше проблем для города, в виде аварий и транспортных заторов, они вызывают.
Еще одним условием архитектонического здоровья городов, особенно крупных, является иерархия коммуникаций. Согласно выражению японского архитектора Кендзо Танге, «город подобен дереву в полном расцвете, со стволом, ветвями и листьями» [6]. В структуре коммуникаций мегаполиса, в зависимости от их важности и интенсивности движения, следует выделить «стволовые» дороги общегородского значения, «ветвевые» локальные и «веточные» подъездные дороги.
Если город не имеет иерархии коммуникаций, если он, как заметил Танге, «имеет ветви, но не имеет ствола» [6], то структура движения погружается в «хаос и замешательство» [6]. В своем проекте «Токио-60» Танге предложил создать новый коммуникационный ствол и административно-деловой центр в Токийской бухте, к которому бы приросли «ветви» жилых комплексов на воде (рис. 11).
Рис. 11. К. Танге. Проект «Токио-60», генеральный план.