
- •9. Деятельностный подход в психологии личности.
- •Категория деятельности в психологии личности
- •Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека
- •Принцип реактивной и активной организации процессов и деятельности человек
- •Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека
- •Принцип интериоризации/ экстериоризации как механизма социализации человека
- •Принцип опосредствование и сигнификации как механизма овладения и саморегуляции поведения человека
- •Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам»
Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам»
Принципом атомарного анализа психики=принципом анализа «по элементам» (Выготский)- целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того…элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому [сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме]
Принцип анализа «по единицам»-продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому. Из этого принципа исходит А.Н. Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной целенаправленной деятельности человека, которая имеет иерархическую уровневую структуру, в которой вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живого потока «единицы» – действия и операции.
Три плана анализа целенаправленной деятельности:
мотивационный. «Ради чего осуществляется деятельность? - мотив деятельности (предмет потребности).
интернациональный. На что направлена деятельность?-цель, к которой стремится человек, побуждаемый тем или иным мотивом. Цель представляет собой осознаваемый образ предвосхищаемого результата и используется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую единицу человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
По своему происхождению в истории развития общества действие выделяется в структуре индивидуальной деятельности человека вследствие несовпадения мотива совместной деятельности и целей отдельных ее участников, обусловленного разделением труда. В результате этого несовпадения мотив выступает по отношению к деятельности в побудительной функции, а цель, непосредственно не побуждая действие, выступает по отношению к нему в направляющей функции.
Действие всегда опосредованно - в качестве средств могут выступать различные знаки (роли, ценности, нормы и т. п.), применяя которые человек овладевает действием, превращает его в «личностное» действие (Д.Б. Эльконин).
В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части (П.Я. Гальперин).
По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. Преднамеренность как черта действия возникает после принятия решения человеком о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности. При наличии намерения у человека возникает целевая установка – готовность к достижению предвосхищаемой цели действия, которая часто сопровождается переживанием «я хочу». Целевая установка актуализируется образом осознаваемой предвидимой цели, в котором однозначно не представлены конкретные условия и способы, с наибольшей вероятностью и эффективностью обеспечивающие достижение цели. Образ будущей цели задает только общее направление построения действия, в то время как исполнительная часть любого действия определяется конкретными условиями ситуации.
операциональный. Какими способами, приемами реализуется деятельность?-операция, соотносящую способ осуществления действия с условиями достижения цели действия.
Действие может превратиться в операцию. В отличие от деятельности и действия операция – это способ выполнения действия, детерминируемого условиями, в которых чело- веку дана цель.
Два вида операций:
Приспособительные операции относятся к реактивному, иерархически самому низкому, неосознаваемому уровню реагирования в структуре деятельности человека. Они возникают в процессе непроизвольного подражания или прилаживания к предметным условиям ситуации. По способу регуляции приспособительные операции – непроизвольны; по уровню отражения — изначально неосознаваемы; по динамике протекания – косны, ригидны.
Сознательные операции возникают вследствие автоматизации действия. В ходе неоднократных повторений действия (вождение). Содержание цели действия, вначале осознаваемое человеком, занимает в строении другого, более сложного действия место условия его выполнения. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, «сдвига цели на условие», произошедшего при автоматизации действия, данное действие и превращается в сознательную операцию. По способу регуляции сознательные операции потенциально произвольно контролируемы; по уровню отражения – вторично неосознаваемы (при появлении затруднений в ходе их осуществления операции могут осознаваться); по динамике протекания – гибки, лабильны.
Психофизиологические механизмы, реализующие действия и операции человека. теории функциональных систем (П.К. Анохин), «физиологии активности» (H.A. Бернштейн), концепции нервной модели стимула (Е.Н. Соколов) и представлений о системной организации высших корковых функций человека (A. P. Лyрия).
«Единицы» целенаправленной деятельности и перспективы их использования в психологии.
В зависимости от задачи при объяснении различных сторон психической реальности возможно использование разных «единиц» деятельности.
[Так, при анализе развития психики ребенка в онтогенезе в качестве «единицы» анализа выступает «особенная» деятельность, например игровая деятельность, учебная деятельность, общение, профессиональная деятельность и т. п. (A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн и др.).
При изучении динамики межличностных отношений в социальных группах и восприятия человека человеком все активнее в социальной психологии используется для объяснения этих процессов такая «единица», как «совместная деятельность» (Т.М. Андреева, A.A. Леонтьев, A.B. Петровский).
При исследовании процессов познания, например при изучении памяти, восприятия и мышления в качестве «единицы» анализа и одновременно предмета конкретного исследования, используется «действие». теории мнемических действий (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), перцептивных действий (A.B. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко), теория детской игры (Д.Б. Эльконин), теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), смысловая концепция мышления (O.K. Тихомиров). ]
Трудности деятельностного подхода
Деятельностный подход как объяснительный принцип изучения психических явлений и «деятельность» как предмет конкретного исследования (Э.Т. Юдин). [При анализе же «деятельности» и «общения» в методологическом плане следует иметь в виду, что «деятельность» и «общение» – равноправные конкретные проекции методологии деятельностного подхода на психологическую реальность. И конкретная «деятельность» (например, игра), и «общение» (например, интимно-личностное общение между подростками) приводят к формированию образа мира и межличностных отношений человека. ]
Его разработка долгое время как бы замыкалась в пределах «отдельной деятельности»: ее структуры, динамики и т. п.
Отличие поступка от движения и действия.
C.Л. Рубинштейн отмечал, что поступок отличается от действия иным отношением к субъекту, то есть предполагает общественную оценку и самооценку личностью его социальных последствий.
А.Н. Леонтьев писал: Первые активные и сознательные поступки – вот начало личности.
Поступок – это движение в социальном контексте, в социальной системе координат. [надевание кольца женихом на палец –«движение» – «поступок», означающий, что данный человек женится на своей невесте]
Выпадение поступка и деяния из схемы анализа деятельности, из «единиц», образующих структуру деятельности, – не случайность. Оно вызвано тем, что в центре внимания деятельностного подхода была концептуальная схема отдельной деятельности, в то время как социальная позиция личности как члена разных социальных общностей оставалась фоном исследования. Там, где есть «одна деятельность», там нет связанного с позицией человека в разных социальных общностях выбора разных ценностей, а тем самым нет и «поступка» как оцениваемого личностью и социальной группой акта человеческой деятельности.
Положение об иерархии деятельностей как основании личности (А.Н. Леонтьев) представляет собой плацдарм для построения психологии личности, в которой осуществление различных деятельностей личности в социогенезе и персоногенезе – основа и отправной пункт исследования, начало, а не конец пути. По пути анализа движения личности в обществе <…>6 и идет разработка проблемы личности в системном историко-эволюционном деятельностном подходе к изучению развития человека в природе, обществе и индивидуальной жизни.
Корнем изучения природы личности в деятельностном подходе, становятся те «...конкретные формы деятельности, которые никогда не рассматривались классической психологией как имеющие основное значение...
1 вопросов о соотношении биологического и социального в жизни личности, механизмов регуляции социального поведения личности, ее творчества, способностей, характера, воспитания, коррекции отклонений личности и т. д.
2 Перед испытуемым была поставлена задача действовать точно и безошибочно, самостоятельно выбирая цель и стремясь, не промахнувшись попасть в неё. Цель разрешено выбирать где угодно в пределах заданного в эксперименте пространства, в котором существует опасная зона. Случайное попадание в неё, однако, чревато наказанием. Выяснилось, что некоторые испытуемые, хотя их ничто к этому, казалось бы, не побуждает, стремятся работать в непосредственной близости к опасной зоне, рискуя неблагоприятными последствиями любого случайного промаха. Другие же в этой ситуации не позволяют себе подобного риска, выбирая цели, значительно удалённые от зоны опасности. Многократные повторения и варьирование эксперимента позволили сделать вывод о выраженности у первой группы склонности к бескорыстному риску.
3 В этих исследованиях детей 3 и 4 лет просили достать, например, шоколадку, лежащую на столе. Между ними и этой шоколадкой помещали барьер, например проводили черту, то есть делали так, чтобы они не могли прямо подойти и достать желаемую вещь. Рядом с ребенком клали, например, небольшую палку, с помощью которой эту шоколадку можно достать. Дети 3–4 лет методом «проб и ошибок» через некоторое время придвигали эту шоколадку к себе. После этого они были довольны, что достигли цели, которую перед ними поставили. Затем опыт воспроизводился уже с детьми 9 лет. Ребенок 9 лет, который, казалось бы, дол- жен мгновенно решить эту задачу, мучается, ходит из стороны в сторону, не обращает ника- кого внимания на эту удобную, лежащую рядом с ним палку, с помощью которой он может достать шоколадку.
Тогда В.И. Аснин сделал следующее: он объяснил четырехлетнему ребенку, что тот ни в коем случае не должен подсказывать своему старшему другу, как достать шоколадку, но при этом он должен находиться в комнате. Иными словами, ситуация внешне очень схожа, только в комнате рядом с девятилетним находится четырехлетний ребенок, и опыт повторяется. Девятилетний ребенок вновь не может решить задачу.
4 Нанося на свой жезл зарубки, он как бы искусственно создает это необходимое общее звено, соединяющее настоящее с некоторой будущей ситуацией; сделанные зарубки и будут служить ему тем выполняющим функцию средства воспоминания промежуточным стимулом, с помощью которого он таким образом овладевает своей памятью...
5 Я не мог вспомнить название улицы, но был уверен, что стоит мне пройтись по городу, и я найду лавку, потому что моя память говорила мне, что я проходил мимо нее бесчисленное множество раз. Однако, к моей досаде, мне не удалось найти витрины со шкатулками, несмотря на то, что я исходил эту часть города во всех направлениях <...> Оказалось, что я, действительно, бесчисленное множество раз проходил мимо его витрины, и это было каждый раз, когда я шел в гости к семейству М., долгие годы живущему в том же доме. С тех пор как это близкое знакомство сменилось полным отчуждением, я обычно, не отдавая себе отчета в мотивах, избегал и этой местности, и этого дома... Мотив неохоты, послужившей в данном случае виной моей неориентированости, здесь вполне осязателен... В числе причин, вызвавших разлад с жившим в этом доме семейством, большую роль играли деньги
6 , присвоения и воспроизводства ею в ходе деятельности и общения разных системных социальных качеств, изучения условий и движущих сил развития личности, целеобразования, выбора личностью разных ценностей, роли переживаний и воли в личностном выборе индивидуальности, поступков и деяний личности