
- •9. Деятельностный подход в психологии личности.
- •Категория деятельности в психологии личности
- •Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека
- •Принцип реактивной и активной организации процессов и деятельности человек
- •Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека
- •Принцип интериоризации/ экстериоризации как механизма социализации человека
- •Принцип опосредствование и сигнификации как механизма овладения и саморегуляции поведения человека
- •Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам»
Принцип реактивной и активной организации процессов и деятельности человек
Про РЕактивность:
Превращение человека в бихевиоризме в марионетку, а в социальном бихевиоризме Скиннера – в функционера, манипулируемого посредством разных подкреплений, в ролевых теориях – в «играющего человека». Предложив для объяснения поведения лаконичную схему S – R, бихевиористы начали борьбу против «психологии сознания», предприняв попытку выбросить на свалку истории такие мистические категории, как «намерение», «образ», «сознание», «апперцепция», «свобода», «вина» и т. п. – словом, все то, что было связано с активностью, пристрастностью субъекта. В основе «постулат непосредственности» (Д.Н. Узнадзе - бихевиористы возвели этот постулат в принцип, которому должно подчиняться объяснение поведения, тем самым узаконив взгляд на поведение человека как реактивное по своей природе. Ориентируясь на принятое в конкретной культуре стереотипное поведение, можно с большей или меньшей степенью вероятности прогнозировать типичные социальные действия человека как представителя той или иной социальной группы. [пример с вождем. европеец кинул кость вождю, его друг возмутился, поняв это как знак унижения, а вождь обрадовался, ибо для него это значило дружбу].В приведенном примере проявляется то, что реактивное стереотипическое поведение пригнано к определенному образу жизни. Оно дает сбой тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности попа- дает в другую культуру.
Реактивное и активное поведение человека не антиподы, а дополняющие друг друга приспособления в определенной системе взаимоотношений с миром, между которыми далеко не всегда удается провести отчетливую границу (С. Д. Смирнов).
Про Активность:
В методологии деятельностного подхода с самого начала отстаивалось положение о том, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер.
Три подхода, раскрывающих разные грани принципа активности:
Исследуется зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. «Понятие субъективности образа включает в себя понятие пристрастности субъекта. Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления, мышления от того, «что человеку нужно», – от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая пристрастность сама объективно детерминирована и отражается не в неадекватности образа (хотя и может в ней выражаться), а в том, что она позволяет активно проникать в реальность». Разные уровни: – от избирательности восприятия, обусловленной предшествующим контекстом, до пристрастности восприятия мира, обусловленной мотивами личности-> формула C.Л. Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия.
Обусловленность познания человека ожиданиями будущих событий, предвосхищением возможных результатов действия, установками, гипотезами и т. п. позволяет выделить предвосхищение вероятного и потребного будущего как одну из особенностей проявления активности субъекта. Разные аспекты представлений в заглядывании в будущее фиксировались понятиями «образ потребного будущего» (H.A. Бернштейн), «акцептор результатов действия» (П.К. Анохин), «установка» (Д.Н. Узнадзе), «вероятностное прогнозирование» (И.М. Фейгенберг) ->жизненные планы», «временная перспектива» (К. Левин).
Является антиподом различных представлений о поведении, основывающихся на принципе активности. Этот подход выражается во взгляде на психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Представители его (это прежде всего НА. Бернштейн, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев) с самого начала показывают, что в той среде, где возможно поведение как реактивное приспособление к миру, в возникновении пристрастного психического образа нет никакой необходимости, а все реагирование субъекта может быть основано на врожденных физиологических механизмах или готовых социальных шаблонах и эталонах поведения и восприятия. «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» ->Оказалось, что в реальной жизни встреча с подобными «плохо сформулированными задачами» является скорее правилом, чем исключением. Люди то и дело попадают в ситуации, где буква S при случае может быть воспринята как цифра 5 или змея и т. д. Для таких ситуаций характерны следующие черты: во-первых, они содержат неопределен- ность и мало указаний на то, а что же требуется получить; во-вторых, для их решения постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам решения, применимым к данному конкретному случаю.
Именно в стационарной среде поведение по принципу реактивности обеспечило бы организму наилучшее выживание. НО человек всегда и всюду он занимается преодолением сил из категории неподвластных, не предусмотренных и не могущих быть преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Познание и социальное поведение личности представляют собой не повторение действий, а их построение в непредвиденных и конфликтных ситуациях. Человек как активный «элемент» разных социальных общностей постоянно сталкивается с задачей соотнесения тех целей, которые ему приходится осуществлять в ситуациях, выдвигающих порой разные требования. Включенность человека в разные и иногда противоречивые социальные группы при- водит к необходимости ориентировки в разных социальных ситуациях и строительству таких поступков индивидуальности, которые могут привести как к трансформации личности, так и к развитию тех систем, в которые личность входит как их активный «элемент».
Третий поход = Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека