4. Национальная безопасность и военная политика
Национальный интерес представляет собой наиболее важный ориентир самостоятельной политической деятельности национально ориентированных сил в сфере государственной власти. Национальный интерес является одним из основополагающих условий обретения людьми национальной и культурной идентичности, кроме того, он в концентрированной форме выражает те цели и способы их достижения, которые закрепляют за национальными движениями тот или иной политический статус как внутри государства, так и на международной арене. Наконец, как основание деятельности национального государства национальный интерес выступает и в качестве показателя определенности внешней и внутренней политики страны.
Однако, несмотря настоль весомую роль национального интереса, в науке до сих пор не достигнуто согласия не только в его трактовке, но и в признании его существования. Например, ряд ученых {Б. Капустин) отрицает значение национальных интересов в силу их содержательной неопределенности, что, по их мнению, создает условия для навязывания социально разрозненному обществу ложной и заранее заданной общности интересов, широкие возможности для спекуляций и манипулирования общественным мнением. Тем не менее, большинство теоретиков все же использует данное понятие для анализа политической реальности, расходясь, правда, в понимании его природы и назначения.
Так, одна группа ученых исходит из идеологической трактовки национального интереса, предполагающей формулировку политических целей в рамках заранее заданных ценностей и культурных значений. При таком понимании национальные интересы нередко выступают в виде разнообразных духовных конструкций — «русской идеи», «американской мечты», «духа фатерланда»; имперских установок, предполагающих создание «великой страны (России, Боснии, Германии и т.д.); антизападных или антироссийских убеждений, рассматриваемых отдельными элитарными слоями в мусульманских и недружественных нам государствах как не подлежащие критике сверхценности.
Данная трактовка национальных интересов программирует прежде всего эмоционально-чувственные мотивации политического поведения представителей определенных наций (государств), закрепление в их политических программах и лозунгах неких вневременных оценок, подходов, стереотипов. При определенной позитивности такого понимания национальных интересов и соответствующих действий, демонстрирующих, к примеру, «принципиальность» политики, ее «приверженность идеалам и принципам», подобные формы общеколлективных целей, как показывает практический опыт, только усугубляют разногласии с конкурентами и драматизируют видение политической ситуации. Более того, такое положение ставит государство как политический институт в заведомо проигрышное положение в борьбе с конкурентами, способными более гибко относиться к оценке ситуации, маневрировать, корректировать свои цели и т.д.
Другая трактовка национальных интересов предполагает прагматическое отношение к ним, характеризующее соответствующие цели как непременно позитивное, но содержательно разнообразное общеколлективное благо. При таком подходе не существует никаких окончательных представлений о том, что и как надо достигать. Все содержательные параметры национальных интересов зависят от обстановки. Поэтому у носителей таким образом понимаемых национальных интересов постоянно меняются и «вероятные» союзники, и «потенциальные» противники нации (национального государства), и позитивные, и негативные оценки внешней и внутренней ситуации. Однако при всем этом сохраняются две универсальные цели: процветание граждан и усиление мощи государства. Причем средствами обеспечения этих целей в основном признаются экономический потенциал и военная сила.
На примере внешней политики такой подход к пониманию национальных интересов ярко продемонстрировал известный немецкий теоретик Г. Моргентау. Он разработал понятие национального интереса, который означает долговременные жизненно важные для всей нации выражения общности. Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общей культуры, то есть языка, семейных, религиозных, моральных, этических традиций и обычаев, на основе общей политической системы и общей политики.
Национальные интересы проявляются в чувствах симпатии, приязни, предпочтительности к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим нациям. Национальные интересы Г. Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные основополагающие интересы включают в себя:
защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;
развитие внешней торговли;
рост инвестиций;
защиту частного капитала за границей;
взаимоотношения с союзниками;
выбор внешнего курса.
К промежуточным преходящим интересам относятся:
интересы выживания нации и государства;
жизненные интересы, не дающие нанести ущерб безопасности и благосостоянию нации;
важные интересы, не позволяющие нанести серьезного ущерба нации;
периферийные интересы (более мелкие) локального характера.
В сфере практической политики понимание национального интереса, как правило, сочетает известные элементы прагматики и идеологических предустановок, которые изменяют приоритетные цели и задачи национальных движений (государств). Наряду с этим национальные интересы обладают и другими характеристиками, к которым, в частности, относятся следующие: временные (долгосрочность, краткосрочность), приоритетные (первостепенность, второстепенность), степень устойчивости (постоянство, изменчивость), предметность (относятся к внутриполитическим или внешнеполитическим процессам), направленность (включают действия, направленные как на повышение благополучия своих граждан, так и на проведение политики национального гегемонизма и разрушения существующей государственности).
Впервые понятие «национальная безопасность» в политике было употреблено в 1904 году президентом США Т. Рузвельтом в послании к Конгрессу. Именно интересами национальной безопасности обосновал президент Рузвельт присоединение зоны Панамского канала к территории США.
Национальная безопасность — это такое положение нации, государства в международной системе, которое позволяет ему благодаря собственным усилиям и международному сотрудничеству без нанесения ущерба другим нациям, государствам обеспечить достойные условия существования и развития общества.
Международная безопасность — это состояние международной системы, исключающее возможность мировой или ядерной войны, эффективно предупреждающей и устраняющей военные конфликты, гарантирующей национальную безопасность всех наций, государств.
Взаимосвязь национальной и международной безопасности состоит в том, что в современном мире первичным условием национальной безопасности является безопасность международная, базирующаяся на концепции всеобщей безопасности.
Следует подчеркнуть, что безопасность не ограничивается только военным аспектом. Основными слагаемыми международной и национальной безопасности являются:
политическая безопасность, означающая стабильность международной и национальных политических систем, нерушимость границ, соблюдение Устава ООН, конституций и т. д.;
культурная безопасность, понимаемая как обеспечение сохранения и развития культурных (нравственных, этических, религиозных, научных, искусствоведческих) ценностей;
правовая безопасность обеспечивается разумностью законов и правовой культурой людей;
экономическая безопасность, означающая непрерывное функционирование мировой экономики, взаимосвязь национальных экономик и свободу торговли с разумными ограничениями, взаимообмен в международном разделении труда с максимальной выгодой для каждой нации и т.д.;
военная безопасность, достигающаяся общим сокращением оружия массового уничтожения и вооруженных сил до минимального уровня, обеспечивающего национальную безопасность, общими усилиями по предотвращению военных конфликтов;
экологическая безопасность, обеспечивающаяся международными и национальными усилиями по сохранению окружающей среды, экономному расходованию ресурсов, разумной демографической политикой и др.;
гуманитарная безопасность, означающая обеспечение прав и свобод личности, ее достойного существования и развития.
Для более тщательного и точного разграничения способов ведения внешней политики и определения степени угрозы для национальной безопасности государства ниже даны таблицы, помогающие структурно выделить сущностные признаки и компоненты.
