Мнения современников:
1."Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг в войсках и в народе. Россия ожидала от Кутузова новой славы, новых побед. На все приветствия опытный полководец отвечал – «Не победить, а дай Бог обмануть Наполеона!» Он отступал, но уловка умышленного отступления – уловка вековая. Скифы разили Дария отступлением. Чтобы не затруднять войска излишней громоздкостью при отступлении, Кутузов, почти за неделю до битвы Бородинской, отправил несколько рот конной артиллерии по Рязанской дороге. России отдачею земли нужно было сберегать жизни полков своих. Орлиным полётом воспрянул дух русских воинов, а хитрый вождь под размахом крыл его готовил отступление." (Из записок С.Н. Глинки, журналиста, участника войны)
2. «В нем было что-то национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными». (Серюг, французский генерал)
«По своим стратегическим и тактическим дарованиям… не равен Суворову и подавно не равен Наполеону», — характеризовал Кутузова историк Е. Тарле. Военный талант Кутузова ставился под сомнение после аустерлицкого разгрома, и даже во время войны 1812 года его обвиняли в стремлении построить Наполеону «золотой мост» для выхода из России с остатками армии. Критические отзывы о Кутузове-полководце принадлежат предводителям русской армии в 1812 году — Н. Н. Раевскому, А. П. Ермолову, П. И. Багратиону. «Хорош и сей гусь, который назван и князем и вождем! Теперь пойдут у вождя нашего сплетни бабьи и интриги», — так отреагировал Багратион на известие о назначении Кутузова главнокомандующим. Что до личных качеств Кутузова, то при жизни его критиковали за угодливость, проявившуюся в подобострастном отношении к царским фаворитам, и за чрезмерное пристрастие к женскому полу.
