Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник_Политология_Першин.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Классификация партий

Место каждой партии в политической жизни страны, ее положение в политической системе и перспективы прихода к власти определя­ются многими обстоятельствами. К ним относятся экономическая и политическая ситуации в государстве, расстановка классовых сил, возможность разрешения стоящих перед обществом проблем посред­ством компромисса или революционным путем, наконец, готовность партии взять и способность удержать власть. Последнее в решающей степени зависит от того, что представляет собой партия в идеологическом и организационном отношении. Какова ее социальная база? Какие цели она преследует? Кто составляет костяк организации? Как осуществляются связи между центром и местными организациями? И многое другое.

Чтобы ответить на вопрос о положении и перспективах той или иной партии, необходимо прежде всего определить ее тип, характерные черты и особенности, идеологические и организационные принципы. Иными словами, выяснить, какое место в классификации политических партий она занимает.

В мировой политологии давно и серьезно занимаются проблемой классификации партий. Крупный вклад в ее решение внесли Ж. Блондель, М. Дювюржe, С. Коэн, Дж. Сартори, У. Черрони и другие. Ими выдвинуты интересные соображения о принципах типологии партий, логике их развития, функциях и целях партии одного и того же и различных типов. Они ввели в научный оборот множество понятий, которые широко используются аналитиками при изучении конкретных партий, вызвавших по различным причинам интерес общественности. Ими впервые сформулированы такие понятия, как "партия политического авангарда", "партия из­бирательных кампаний", "парламентская партия", "партия - община" (С. Коэн), "кадровая" и "массовая" партии (М. Дюверже), партии "представительные", "коммунистические" и "популистские" (Ж. Блондель), "электорально-массовые" (Дж. Сартори) и другие.

Большинство приведенных понятий прочно вошли в категори­альный аппарат политической науки. Ими широко пользуются по­литологи всех стран при анализе политических процессов. Однако сами по себе они не позволяют составить системную картину дей­ствующих в мире партий. Это не в последнюю очередь объясняется пестротой критериев, которые используют разные авторы, предпри­нимая попытку классификации партий. Чтобы решить задачу, необ­ходимо с самого начала определить основы классификации, выяс­нить, что сближает и разделяет партии, что отличает их друг от друга. Это могут быть различия в социальной базе, идеологическом облике, принципах организационной структуры, положении в систе­ме государственной власти.

Рассмотрим, что представляют собою указанные критерии и оп­ределяемые ими типы политических партий.

До недавнего времени в гуманитарных науках бывшего СССР господствовала сформулированная в "Манифесте Коммунистической партии" и детально разработанная в ленинских трудах следующая точка зрения: главным критерием для определения характера по­литической партии является социальная ориентация, т. е. ответ на вопрос, интересы какого класса партия защищает. В зависимости от социальной ориентации В. И. Ленина и большевики говорили о помещичьих, буржуазных, мелкобуржуазных, .крестьянских и ра­бочих партиях. Такой подход получил название классового. В мировом коммунистическом движении он признавался единственно правильным.

В последние годы в связи с крушением социализма в странах Восточной Европы, курсом на демонтаж советской системы, ориен­тацией политического руководства России на строительство "про­цветающего капиталистического общества" классовый подход большинством российских политологов признается ошибочным, ненаучным. Вряд ли с этим можно согласиться. Исторический опыт и политиче­ская практика дней сегодняшних убедительно доказывают, что за пышными, велеречивыми фразами лидеров демократических, либе­ральных, христианских и других партий о том, что возглавляемые ими организации выражают "общенародные", "общенациональные", "общегосударственные" цели, стремления, всегда кроются интересы определенных классов, социальных слоев и групп.

Однако абсолютизация классового подхода является грубейшей ошибкой. Дело в том, что общество с четкой классовой дифферен­циацией в реальной жизни не встречается. В большинстве стран ве­дущей тенденцией эволюции классовой структуры является форми­рование все новых социальных групп, занимающих промежуточное положение. В связи с этим традиционное классовое деление исчезает, границы между социальными группами и слоями размываются. Следствием существенных перемен в социальной структуре общества, серьезных сдвигов в положении различных классов, эволюции инди­видуальных и групповых интересов людей является новая обстановка формирования политических партий.

Чтобы разобраться в ней, достаточно ответить на следующие простые вопросы.

Могут ли интересы одного класса выражать несколько партий?

Может ли одна политическая партия выражать интересы двух-трех и более социальных групп?

Могут ли партии, выражающие одни и те же классовые интересы, по-разному подходить к определению конкретных путей их реализа­ции?

Ответы на указанные вопросы в общем очевидны.

Интересы одного класса не только могут, но на практике чаще всего представляют несколько партий, поскольку в каждом классе существуют группы с разными жизненными целями и стремлениями. Одни требуют от власти частичных уступок, льгот, привилегий, другие выступают за радикальные реформы, третьи добиваются ко­ренного обновления существующей общественной системы. В соот­ветствии с этим, скажем, интересы одной группы рабочих могут вы­ражать христианские демократы, консерваторы, свободные демок­раты, либералы, другой - социалисты и социал-демократы, третьей - коммунисты.

В то же время одна партия может представлять жизненные цели и стремления двух-трех и более социальных групп. К примеру, социал-демократы в большинстве стран выражают интересы не только значительной части рабочих, но и мелких предпринимателей, ремеслен­ников, интеллигенции, служащих; "зеленые" объединяют в своих рядах не только врачей, учителей, представителей свободных про­фессий, но и бизнесменов, широкие слои рабочих, фермеров и других социальных групп.

Наконец, партии, исповедующие в принципе одинаковые или близкие взгляды, защищающие интересы одних и тех же социальных слоев, могут серьезно расходиться во взглядах на конкретные пути достижения ближайших и перспективных целей. Характерным при­мером в этом отношении является соперничество на выборах в Федеральное собрание России (декабрь 1993 года) "Движения демокра­тических реформ" - Г. Попов и А. Собчак: "Выбора России" -Т. Гайдар и Г. Бурбулис, "Партии единства и согласия" - С. Шахрай и А. Шохин. Примерно такая же картина была на выборах в госу­дарственную Думу в декабре 1999 года, когда в битве за депутат­ские мандаты участвовали мало чем отличающиеся друг от друга "Яблоко", СПС, "Единство", "Отечество".

Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод.

При всей важности классового подхода к определению характера партии использование его в качестве единственного критерия клас­сификации (в современной России требование жесткого классового подхода последовательно отстаивают лидеры ВКПБ, РКРП, СКП-КПСС, а также организации типа "Трудовая Москва", "Трудовая Россия" и другие) не позволяет создать адекватную политическую картину реальной общественной жизни и правильно определить рас­становку классовых сил.

Широкое распространение в политической науке США, Запад­ной Европы, а также в российской политологии получила классификация партий в соответствии с доминирующими в пар­тийных документах экономическими, политическими, социальны­ми и нравственными взглядами. По этому признаку партии принято делить на две большие группы. Первая из них чаще всего именуется мировоззренческой, поскольку включаемые в нее организации руководствуются в своей деятельности определенными идеологиче­скими принципами. Вторую называют прагматической или из­бирательной, так как включаемые в нее партии не имеют какой-либо идеологической программы и ставят целью победу на выборах.

Партии мировоззренческого характера, в свою очередь, разделя­ются на четыре подгруппы: 1. Реакционные - фашистские и неофа­шистские вроде Итальянского социального движения, Национально-демократической партии Германии и т. д. 2. Консервативные - испанский "Народный альянс", германский ХДС-ХСС, Японская либерально-демократическая партия, французское "Объединение в поддержку республики" и другие. 3. Реформистские - СДПГ, Фран­цузская социалистическая партия, Испанская социалистическая ра­бочая партия, Социалистическая партия Японии и т. д. 4. Революци­онные - коммунистические партии различных стран, ориентирующиеся на марксизм-ленинизм.

Различия между ними весьма значительны. Реакционные, как правило, выступают с шовинистических позиций, в качестве главно­го лозунга, реализацию которого связывают с установлением тота­литарного режима, провозглашают "законность, послушание и по­рядок", проповедуют идеи "сотрудничества классов" и "единства нации" внутри страны, аннексию чужих земель в результате развя­зывания агрессивных воин вовне. Консервативные партии харак­теризуются ориентацией на традиционные буржуазные ценности (рынок, частная собственность, предпринимательство и т. д.). Программы практически всех реформистских партий в той или иной форме включают следующие основные положения: во-первых, построение демократического социализма, который рас­сматривается не только как идеал, но и как процесс длительных, не ограниченных каким-то определенным отрезком времени обще­ственных преобразований; во-вторых, курс на прочные, устойчивые связи с профсоюзным движением, с различными категориями работ­ников физического и умственного труда; в-третьих, нахождение по­литического консенсуса при решении экономических и социальных проблем, свойственных тем или иным государствам; в-четвертых, приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс, всегда имеющей приоритет при решении социально-экономиче­ских проблем. Коммунистические партии ортодоксального характера выступают за коренное изменение всей системы общественных отно­шений на началах социализма.

Что касается прагматических или избирательных партий (к ним относятся, например, Демократическая и Республиканская партии США, Консервативная партия Великобритании и некоторые другие), то их главная отличительная черта - обслуживание выборов, для по­лучения максимально большего числа мандатов с целью формирова­ния правительства и проведения своей политики через парламент и правительство. Поэтому в программных документах лидеры праг­матических партий уделяют внимание конкретным экономическим, политическим и социальным проблемам, предлагая решения, кото­рые могут привлечь симпатии избирателей. Идеологические концеп­ции подобного рода партий включают традиционные для буржуазной демократии требования: соблюдение гражданских свобод, гарантия прав человека, охрана собственности, сокращение государственных расходов и т. п. По завершении очередной избирательной кампании деятельность прагматических партий по существу преры­вается. Сохраняются лишь группы постоянно действующих цент­ральных и местных функционеров, которые осуществляют связь пар­тии с электоратом.

Весьма распространенной в политической науке является класси­фикация партий по способу функционирования - автори­тарные и демократические, а также по организационной структуре и связям с населением.

Классическим примером авторитарной партии может слу­жить КПСС, примером противоположного характера - многие западноевропейские социалистические и социал-демократические пар­тии. Большинство из них строят свою деятельность в духе широкой демократии, свободы мнений, терпимости.

С точки зрения принципов организации партии принято делить на кадровые и массовые, партии с четким фиксированным, за­крепленным в уставе членством и партии без формального членства.

Кадровые партии стали создаваться в Европе и США с сере­дины XIX века на основе избирательных групп и комитетов. Они объединяют профессиональных политиков, опираются на финансо­вую поддержку состоятельных слоев общества. Их главное назначе­ние - обслуживание выборов. Они поставляют кадры для парламента и правительства, тесно связаны с парламентской кухней, в парламен­те члены партии образуют парламентскую группу во главе с лидером.

Структура кадровых партии следует структуре избирательных округов. Для поддержания связи создаются постоянно действующие комитеты. В США во главе таких комитетов стоят проверенные ак­тивисты - "капитаны". Влияние последних на избирателей осуществ­ляется с помощью различного рода материальных подачек и коммерческих услуг.

Кадровые партии не имеют формально закрепленных принци­пов членства, добровольные активисты группируются вокруг выборных лиц, мэров, членов парламента, кандидатов в президенты.

Характер и структура массовых партий существенно отличаются от соответствующих черт кадровых партий.

Тип массовой партии сложился в конце XIX - начале XX века в связи с необходимостью для образовавшихся в разных странах социалистических партий финансировать деятельность по защите интересов рабочего класса. В отличие от кадровых партий социалисты не пользовались расположением состоятельных слоев общества и не могли рассчитывать на их финансовое участие в по­становке партийной печати, проведении избирательных кампаний и т. п. В связи с этим лидеры социалистов взяли курс на вовлечение в партии как можно большего числа людей, а в уставах социалисти­ческих партий было закреплено положение о ежемесячной уплате членских взносов. Сложилась новая организационная структура. Члены партий объединялись в первичные организации, которые являлись базовыми и действовали постоянно.

С выходом на парламентский уровень в массовых партиях все большую роль играют депутаты, избранные в высший законодательный орган по партийному списку.

Особой разновидностью массовых партий являются коммунистические партии. Их главные отличительные черты: строжайшая дисциплина, безоговорочное подчинение низших органов высшим, контроль "руководя­щих кругов" за деятельностью региональных, городских, районных и первичных организаций, господство марксистской идеологии, клас­совый подход к оценке любых общественных явлений и т. п. В конечном счете это привело к полному подчинению демократически из­бранных коммунистами комитетов партийному аппарату, следствием чего явился разрыв между "вождями" и массой рядовых членов партии, а также между коммунистами и большинством трудящихся. Последнее обстоятельство стало одной из главных причин политического крушения КПСС.

По месту в системе государственной власти партии принято раз­делять на правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные. В зависимости от политической ситуации, экономической конъюнктуры и других факторов симпатии и антипатии избирателей меняются, а в связи с этим меняется и статус организаций и движений, представляющих интересы различных социальных слоев " групп. Партии, вчера прозябавшие в оппозиции, сегодня могут единолично или в коалиции с другими партиями формировать правительство. Партии, годами вынужденные действовать в подполье, скрываться от преследований полиции, могут превратиться в вершителей судеб государств и народов.