
- •9.Судоустройство и процесс в Новгородской и Псковской республиках.
- •10. Регулирование уголовно-правовых отношений в Новгородской и Псковской судных грамотах.
- •11. Регулирование гражданско-правовых отношений в Новгородской и Псковской судных грамотах
- •12. Государственный строй, судебная организация Великого княжества Литовского. Люблинская уния 1569.
- •13. Вассально-ленные отношения русских государств с Золотой Ордой.
- •14. Московское княжество как центр государственного объединения Руси и формирования единой правовой системы.
- •15. Формирование Русского централизованного государства. Государственный механизм самодержавия Московских великих князей
9.Судоустройство и процесс в Новгородской и Псковской республиках.
Процесс носил обвинительно-состязательный характер. На форму процесса в Новгороде и Пскове повлияла Русская Правда, но в обоих государствах досудебное следствие и судопроизводство значительно более подробно и четко определялись законом. Роль суда и судебных должностных лиц возросла; изменилась в определенной мере система судебных доказательств.
Дело начиналось, как правило, с подачи искового заявления. Но суд (в отличие от Русской Правды) должен был произвести расследование ("обыскать"). Этот термин понимался и в другом смысле, современном. Так, в случае обвинения в краже судебные приставы (ст. 57 Псковской судной грамоты) должны были произвести обыск у подозреваемого (установлена даже ответственность лица, препятствовавшего проведению обыска).
Есть понятие о выемке: изъятые вещи сдавались на хранение в суд.
На суд ответчика вызывал пристав вручением официальной повестки (Интересно содержание ст. 39 Новгородской судной грамоты: в случае если одна из сторон трижды не являлась в суд, то суд выносил решение, признающее ее (эту сторону) проигравшей процесс.). В случае сопротивления применялся привод. Устанавливался и специальный порядок вызова в суд свидетелей через судебных агентов (ст. 23 Новгородской судной грамоты).
Допускалось судебное представительство для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних. В законе нашло отражение стремление ограничить судебную волокиту. Так, ст. 28 Новгородской судной грамоты устанавливала срок два месяца для рассмотрения судебного спора о земле ("а болши дву месяць не волочити").
Судебное дело оформлялось документами: сторона, выигравшая судебный спор, получала "правую" грамоту. Решение суда оформлялось судной грамотой и исполнялось специальными служащими. При судах имелись канцелярии с дьяками, ведавшими делопроизводством. Судебные доказательства в основном совпадали с известными по Русской Правде: свидетельские показания, показания послухов, присяга, вещественные доказательства (поличное). Значительно более важную роль играли письменные доказательства: "записи" и "доски".
Можно полагать, что важным доказательством было и собственное признание обвиняемого. Но, отмечая дальнейшее развитие и усложнение судебного процесса в Новгороде и Пскове, необходимо указать на наличие в нем и таких примитивных форм, сохранявшихся со времен Киевского государства, как свод, заклич, судебный поединок.
Таким образом, феодальные республики Новгорода и Пскова имели весьма существенные особенности в общественно-политическом строе и праве, отличавшие их от других государств-княжеств Древней Руси
10. Регулирование уголовно-правовых отношений в Новгородской и Псковской судных грамотах.
Уголовное право рассматривало как преступление (уголовно наказуемое деяние) не только причинение вреда отдельному частному лицу, но и государству ("Господину Великому Новгороду" или Пскову). Складывалось, таким образом, понятие преступления как общественно опасного деяния (Этим законодательство Новгорода и Пскова существенно отличалось от Русской Правды.). Субъектом преступления признавались все (видимо, кроме холопов) (Нормативные акты не содержали определенных положений об ответственности холопов.). В случае совершения преступления несколькими лицами закон устанавливал одинаковую ответственность для всех соучастников (так же, как и по Русской Правде). Документы еще не знали многих важных институтов уголовного права (форм вины, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, покушения и т.д.).
Виды преступлений. Псковская судная грамота упоминала государственную измену, каравшуюся смертной казнью. Этот вид преступления был известен и Новгороду. Известны преступления против судебных органов – тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение судебного учреждения, оскорбление судебного должностного лица. Закон (ст. 6 Новгородской судной грамоты) особо говорил об оскорблении (оклеветании) посадника, тысяцкого или их судей. Впервые (ст. 28 Новгородской судной грамоты) говорится о должностных преступлениях.
Подробно определялись имущественные преступления: татьба (простая и квалифицированная, например, конокрадство или кража, совершенная в третий раз), разбой, грабеж, поджог, наход (разбой, произведенный шайкой).
Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство. В особый состав преступления выделялись отцеубийство и братоубийство. Закон устанавливал также ответственность за нанесение побоев, оскорбление действием (например, вырывание бороды).
Виды наказаний. Наиболее тяжким наказанием, применявшимся за государственные и иные наиболее опасные преступления (поджог, конокрадство, кража в третий раз), была смертная казнь. Появление этого вида наказания-прямой результат обострения классовой борьбы. Второй вид наказания (чаще всего применяемый) – штрафы(денежные взыскания). Их размеры колебались в зависимости от тяжести преступления.
Система штрафов была сложной (Изученные исследователями материалы и документы еще не дают возможности сделать по этому вопросу достаточно четкие выводы.). Псковская судная грамота называла продажу – штраф, поступавший в пользу князя; возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам (в случае убийства); Новгородская судная грамота говорила о штрафах в пользу князя и Великого Новгорода; о судебных пошлинах, шедших владыке, посаднику, тысяцкому и иному судье.
Достаточно большие по размерам штрафы разоряли бедноту, городские низы и приводили их в кабалу к ростовщикам, боярам, купцам.
Телесные наказания законом, как правило (Статья 58 Псковской судной грамоты говорила о заключении в колодки лица, виновного в насильственном вторжении в помещение суда и нанесении побоев придвернику. Других сведений о применении подобного рода наказаний закон не содержал.), не предусматривались (но другие документы свидетельствуют об их применении и в Новгороде, и в Пскове).