
- •Введение……………………………………………………………….…....3
- •1. Вопросы регулярности участия в таинстве Евхаристии
- •1.1. Учение Христа о Евхаристии
- •1.2. Евхаристическая практика с I по х век.
- •1.4. Практика причащения в истории Русской Церкви
- •2. Вопросы подготовки к участию в таинстве Евхаристии
- •2.1. О связи Евхаристии с Исповедью
- •2.2. Состав молитвенного правила
- •2.3. Продолжительность евхаристического поста
- •2.4. О практике причащения на Пасху
- •Заключение
- •Список использованных источников
- •11 Диакон Димитрий Выдумкин. «Несколько слов о «евхаристическом возрождении». – Интернет-сайт «Православие.Ru». Http://www.Pravoslavie.Ru/
2.3. Продолжительность евхаристического поста
В современной церковной литературе, содержащей указания относительно приготовления ко причащению Святых Христовых Таин, обычно говорится, что молитвенной подготовке к причащению сопутствует духовное и телесное воздержание. Поэтому, готовящимся к причастию предписывается 3 – 7-дневный пост, а также обязательное соблюдение так называемого «литургического» или «евхаристического» поста. Он заключается в том, что христиане с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо по древней церковной традиции принято приступать к Святой Чаше натощак. Причем продолжительность литургического поста не должна быть менее 6 часов122. Правило это не касается умирающих и больных, которым по жизненным показаниям требуется прием пищи в определенные часы (например, при сахарном диабете)123.
Возникновение литургического поста следует отнести к самым ранним временам, когда Литургия перестала быть продолжением Агапы и превратилась в торжественное богослужение, совершаемое в утренние часы.124 Александр Боженов в своей исторической справке сообщает, что Тертуллиан, святители Иоанн Златоуст, Киприан, Василий Великий, Григорий Богослов и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А блаженный Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. "Угодно было Св. Духу" – пишет бл. Августин, – "почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи". Вместе с установившейся практикой принимать Св. Дары прежде принятия пищи, появились и церковные правила, касающиеся этого вопроса, можно назвать Трулльский Собор на Востоке, Карфагенский, Оксерский на Западе.125
Священные правила яснейшим образом предписывают, что верные, клирики и миряне, должны приступать к Божественной Евхаристии натощак, то есть с пустым желудком, "дабы священнодействие совершаемо было людьми неевшими"126, согласно 29 правилу VI Вселенского Собора. Это явно и из практики, которая существовала при причащении за Литургией Преждеосвященных Даров, когда она совершалась вечером по средам и пятницам. Верные, собираясь причаститься Божественной Евхаристии, ничего не вкушали до времени причащения. Исключение из этого общего правила делается, согласно 9 правилу святого Никифора Исповедника, только для умирающих, которым разрешается давать Евхаристию "и по вкушении пищи".127
Изучение литературы свидетельствует, что вопрос о литургическом посте после полуночи не является спорным. Подавляющее большинство, как древних, так и современных авторов настаивают на обязательности выполнения данного требования, кроме исключительных случаев. Гораздо сложнее обстоит дело с проблемой трёхдневного или недельного поста. По этому поводу мнения авторов во многом расходятся.
В 32-й главе Типикона «О причащении Христовых Таин» говорится: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранить всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Таины»128. Это, пожалуй, самый весомый аргумент сторонников многодневного евхаристического поста.
Авторы статьи «Сверхчастое причащение и обновленчество» по этому поводу пишут: «Так же как Евангелие является для нас примером нравственного совершенства, к которому мы должны стремиться по мере сил своих, так же и Типикон является как образцом построения богослужения, так и правилом по подготовке к причастию, и к этому образцу мы также должны по возможности стремиться»129.
О. Даниил Сысоев считает, что то требование к подготовке перед причастием, которое указано в Типиконе противоречит священным канонам (9 правило св. апостолов, 2 правило Антиохийского Собора, 66 правило VI Трулльского Собора) и уже, поэтому не может служить нормативным, – пишет автор. Авторитет Типикона несравненно ниже, чем авторитет книги Правил.130
Древность главы о подготовке ко Причастию в Типиконе вряд ли превосходит начало XVII века. Так что перед нами просто один из памятников той эпохи упадка, которая привела к торжеству секуляризации, считает о. Даниил. Автор согласен с тем, что для человека приобщающегося раз в год норма Типикона полезна, чтобы заставить его хотя бы на неделю приблизится к норме церковной жизни. Но нельзя требовать этого от тех, кто и так живет насыщенной церковной жизнью.131
Кроме цитированного Типикона в Русской Церкви существует и другой памятник, регламентирующий подготовку к Причастию. – Это «Известие учительное», печатаемое в Служебнике, одобренном в отличие от Типикона целым рядом Московский Соборов конца XVII века. Там подробно перечислены все условия для принятия святых Таин, причем несколько раз подчеркивается, что они одинаковы для священника и мирянина. – Это требование чтения определенного молитвенного правила, бытия на полном круге богослужения в день Причастия, воздержание от супружеского ложа накануне, малоедение вечером (причем не указывается на то, какие продукты есть можно, а какие нет) и полный запрет на вкушение пищи с полуночи. Также Известия требуют обязательной предварительной исповеди от того христианина (священника или мирянина), который впал в смертный грех. В случае же малых грехов, признавая желательность Таинства Исповеди, Служебник разрешает причащаться и так, если причастник сокрушается в своих грехах. «Эти требования, – считает о. Даниил, – гораздо лучше соответствуют священным канонам, и кроме этого помогает человеку сохранить благоговение перед великой Святыней»132.
На практике требования недельного поста и ежедневного хождения в храм уже почти сто лет не выполняются. В подавляющем большинстве храмов русской традиции от приобщающегося раз в месяц требуют трех дней поста и бытия накануне на вечернем богослужении. Если же человек стремиться к более глубокой духовной жизни и потому желает причащаться чаще, то на практике (одобренной уже двумя московскими пастырскими совещаниями) от него требуют поститься два дня – при приобщении раз в две недели, и просто воздерживаться от мясной пищи накануне – в случае причастия раз в неделю133.
Подобного мнения по данному вопросу придерживаются митроплит Илларион (Алфеев)134, игумен Пётр (Мещеринов) и Александр Боженов135, Юрий Максимов136, митрополит Каллист (Уэр)137, протоиерей Владимир Воробьёв138 и другие. Многие из них говорят не только о недопустимости применять предписания 32-й главы Типикона, но и вообще о неосновательности предъявляемых многими священниками к мирянам требований обязательного дополнительного поста перед причастием. Конечно, это относится к тем прихожанам, которые соблюдают обычные посты и причащаются относительно часто, например раз в две недели, или чаще. Аргументацию данных мнений можно обозначить некоторыми основными положениями.
1) Пост и молитва являются средствами для приведения души в состояние покаяния и смирения, необходимого для достойного причащения, а не чем-то самодостаточным139.
2) Церковные каноны требуют только одного поста – невкушения пищи с полуночи, а также воздержания от супружеской жизни накануне, а всё остальное – лишь благочестивые пожелания, которые не предписаны ни канонами, ни согласием святых отцов140.
3) Распространенный обычай трехдневного поста перед причащением, можно считать проявлением благоговения, но он не обоснован истинным Церковным Преданием. Он связан с неоправданно редким участием многих верующих в таинстве Евхаристии, а во многих случаях, с их нежеланием соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты141.
4) В Церквах греческого Востока телесный пост (воздержание от пищи) перед причастием, как правило, вообще не практикуется142.
5) При подготовке к причащению в воскресный день, возникает необходимость поститься в субботу, что противоречит церковным установлениям143.
6) Священнослужители (в согласии с требованиями Церкви к часто причащающимся) никаких дополнительных предписаний о телесном посте, кроме постов общепринятых и воздержания с полуночи, не соблюдают144.
Причём всё вышеперечисленное не означает, что пост или молитва как средства не нужны. Юрий Максимов пишет, что они хороши и в тех минимальных объемах, которые установлены Церковью: евхаристический пост с полуночи и последование ко причастию; а для отдельных людей могут быть полезны и в тех максимальных вариантах, которые бытуют в народе, когда к указанным Церковью требованиям прибавляются различные каноны и акафисты, а также многодневный пост. «Все это должно определяться самим христианином под руководством духовника»145, – пишет автор.
Однако можно встретить и серьёзные возражения данным аргументам. Например, Игорь Белов и Николай Каверин утверждают, что говение перед причащением не является нарушением 64-го Апостольского правила и 18-го правила Гангрского Собора, запрещающих поститься в субботние и воскресные дни. «В отношении толкований канонических правил, современные обновленцы поступают так же, как протестанты в толковании Священного Писания – пишут авторы. – Совершенно не интересуясь, как эти правила истолковывали авторитетные канонисты (напр.: Феодор Вальсамон, Никодим (Милаш) и др.), они сами начинают толковать их, вырывая отдельные фразы, не соотносясь с общим контекстом, историзмом и основным назначением того или иного канонического правила. С таким подходом к толкованию канонов можно доказать либо опровергнуть любую бредовую идею, выгодную для реформаторских целей»146.
Действительно, 64-е Апостольское правило и 18-е правило Гангрского Собора отменяют пост в субботние и воскресные дни (кроме Великой Субботы). Но понятие «пост», считают авторы, в древности имело несколько иное значение, нежели сегодня. В первые века христианства под словом «пост» подразумевалось вообще невкушение какой-либо пищи. Древние монахи-отшельники для того, чтобы не нарушить постановление Церкви в этом вопросе, употребляли по субботам и воскресеньям немного фиников, дабы эти дни не стали постными. Так же Типикон в 48-й главе (под 25 декабря, 2-е «зри») указывает на отмену поста в Рождественский сочельник, если он приходится на субботу или воскресенье. Но разрешает только немного хлеба и вина, чтобы опять-таки эти дни (суббота и воскресенье) не были постными. Но это отнюдь не означает разрешение на мясо и молоко, как некоторые неверно толкуют эти правила. В современном же понимании слово «пост» означает воздержание от скоромной пищи (мясо, молоко, иногда и рыба), но не полное воздержание от пищи, как это было в древности. На этом сравнении видно, насколько в аскетическом отношении современные христиане отличаются от древних.147
Священник Михаил Капчиц считает, что желание отменить пост перед причастием Святых Таин имеет только одну причину – нежелание поститься. Евхаристический пост перед причащением Святых Таин, хотя и не относится к уставным постам, но положен ради личного подвига воздержания для причастника, а также является устоявшейся освященной веками благочестивой традицией. Пост в любое время позволяется и похваляется канонами Церкви. Продолжительность же поста не регламентирована148 и может составлять и один день (или перед воскресеньем пятница плюс суббота – два дня).149
Тот факт, что многодневный Евхаристический пост не относится к духовенству, о. Михаил объясняет несколькими причинами: и высотой самого сана, и тем, что диакон или священник после службы потребляют дары150, и той реальной нагрузкой, которая ложится на священника во время служения литургии и совершения исповеди (если для мирян литургия -это главным образом духовный праздник, то для духовенства это еще и большой труд).151
По этому поводу от сторонников существующей практики обязательного поста для мирян пред причастием можно также слышать аргумент, что в таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина.152
«Так повелось испокон веков, а сейчас кто-то пытается в духе протестантизма изменить вековую практику, то есть упразднить разницу между священниками и мирянами, чтобы и миряне причащались без подготовки: без поста и Исповеди» – говорит о. Дионисий, духовник монастыря св. Стефана в Липовцах (Сербия).153
С этим категорически не согласен протоиерей Борис Пивоваров. «Не существовало и не существует таких церковных правил (канонов), которые бы при подготовке ко Причащению предписывали священнослужителям послабления сравнительно с прихожанами. Если угодно считать, что священнослужитель стоит «выше» прихожанина на церковной лестнице, то евхаристические требования к нему также должны быть выше (более строгий пост накануне и более тщательная исповедь). Иначе получается лицемерие. Ведь недаром Святые Отцы отмечали такую закономерность: чем строже отношение к себе, тем снисходительнее к другим, и обратное – чем строже к другим, тем больше послабления себе самому...»154, – пишет о. Борис.
Аргумент, гласящий, что «священник-де часто служит, значит, он не может или не обязан поститься перед Причащением, в отличие от мiрян, которые редко причащаются», – с точки зрения церковного богословия совершенно беспомощен, считает о. Борис. Но если даже и рассуждать таким образом, то вопрос все равно решается не в пользу священнослужителей. Если миряне, ценя и любя Евхаристию, будут причащаться так же часто, как, например, священнослужители, то, значит, и им можно будет не непременно держать пост перед Причащением. Это касается и исповеди. Иначе для каждого священнослужителя напрашивается правило – пост и исповедь перед каждым Причащением. Вся жизнь православного христианина должна быть приготовлением ко святой Евхаристии, или, правильнее сказать, – соответствовать ей.155